Окт
3
Бесконечность – привилегия творца

Дело в том, что когда человек собирается на выставку малой скульптуры из дерева, то по привычным ассоциациям подразумевает встречу с изделиями на много раз виденные сюжеты (птицы, человечки, животные и прочее) и надеется больше встретиться с новым авторским прочтением либо необычными техниками. Конечно, и на этой выставке есть резные птички и барельефы, но Борис Копилевич как специалист прикладного декоративного искусства и народных художественных промыслов включил в экспозицию несколько единиц с изображениями классических персонажей, но лишь для того, чтобы продемонстрировать свои возможности в понятной для всех сфере.

Выставка называется «Бесконечность», и это полностью соответствует духу, мыслям и произведениям скульптора. Все его композиции не имеют привычного начала и конца. У многих из них нет понятия «верх – низ», а также – «фасад – задняя часть». Более того, оказывается, что переплетенные между собой элементы каждой композиции не были изготовлены отдельно друг от друга и только потом собраны воедино.

Техника его произведений принципиально базируется на том, что каждая композиция, независимо от количества элементов и переплетений, выполнена из одного цельного куска дерева и, по сути, действительно бесконечна. «Поиск гармонии формы с любой из ее сторон, и воплощение этой формы в материале – вот задача, которую я в силу своих способностей и возможностей пытаюсь решить…». Так объясняет Борис Копилевич свое творческое кредо.

Пространственные композиции возникают у него в процессе рисования на бумаге различных форм и переплетающихся линий, а помогает ему в этом инженерное образование, полученное в Ленинградском кораблестроительном институте. Корабел Копилевич по специальности корпусник. Десять лет после окончания в 1960 году института проектировал корпуса кораблей, преимущественно для китобойных флотилий, и морозильные траулеры.

Всем памятны кинохроники 70-х годов, начинающиеся с впечатляющих кадров морских походов наших китобойных флотилий. Но при создании этих кораблей для проектировщика мало того, что романтику заменяют рутинные математические расчеты, так еще и пространство для творческой мысли ограничено различными техническими стандартами (ГОСТАми) и другими нормативными документами. Пространственные переплетения шпангоутов, палуб и фундаментов под корабельное оборудование невольно заложили в подсознании Бориса причудливые комбинации объемных конструкций и в конечном итоге стали базой его творческих фантазий.

Десять лет несвободной работы, а именно это и было основным недостатком при создании стандартных корабельных проектов, оказались для Бориса вполне достаточным основанием, чтобы изменить парадигму своей жизни. Кроме того, Борис, заядлый любитель активного летнего туризма, постоянно испытывал трудности в получении в этот период отпуска. И вот работа в школе в качестве преподавателя труда, которая дала возможность удовлетворить большинство из его потребностей.

Прежде всего, это ничем не ограниченное творчество, которое предполагает работа с такой непредсказуемой аудиторией, как школьники. Еще будучи конструктором в судостроительной промышленности, Борис окончил курс промышленного дизайна в Ленинградском высшем художественно-техническом училище им. В. Мухиной, что позволяло ему с самого начала работы в школе наладить творческий процесс. Работа настолько его увлекла, что он не обращал внимания на то, что дорога в школу в один конец занимала полтора часа на трех видах городского транспорта.

Однако через несколько лет ситуация в школе изменилась, и Борис по приглашению старого друга перебрался в другую школу, но уже за Полярный круг. Норильск оказался государством в государстве, и он от директора школы получил никем не контролируемую свободу в преподавании. Он разработал свою программу обучения детей не просто техническому труду, но и художественному творчеству. Здесь ему периодически приходилось преподавать также и математику, и физику, и черчение. Благо крутое образование корабела позволяло эффективно использовать свои знания.

Много лет не просто увлекаясь народными художественными промыслами, а скрупулезно изучая их основы, Борис, используя трудовой отпуск, объездил и страны Балтии, и известные центры России и Украины. Весь этот багаж знаний лег в основу разработанной им программы для школьников. Дети под руководством Копилевича сами участвовали и в создании оборудования для своей творческой лаборатории и даже выполняли мелкие технические заказы для угольных шахт.

После пятнадцати лет работы на Крайнем Севере, Борис вместе с семьей перебрался в Арад. Здесь, устроившись на работу в мастерскую одной из гостиниц, наладил изготовление мебели, разработанной по своим чертежам. И со временем на всех семи этажах гостиницы появилась оригинальная и удобная мебель собственного производства.

Свои скульптуры творил в свободное от работы и домашних забот время. Борис Копилевич, член Союза художников и скульпторов Израиля, уже тридцать лет занимается декоративно-прикладным творчеством, создавая малые скульптуры. Он участник многих коллективных выставок разного уровня. И вот, наконец, первая персональная.

Уникальное искусство Копилевича и есть подтверждение тому, что бесконечность – привилегия творца. Но к бесконечности Бориса, можно физически прикоснуться и даже потрогать руками. Для этого достаточно побывать на открывающейся шестого октября выставки его работ.
дополнительно
посмотреть работы

477 Просмотров
Комментарии (0)

Написать комментарий