Июн
8
Пришел. Увидел. Победил

В конце марта в окрестностях Арада даже устраивают праздник, посвященный ирисам, которыми усыпаны холмы, особенно вокруг Тель-Арада. Дикорастущие цветы появляются ненадолго, и к концу апреля от них почти не остается и следа, как и самого зеленого ковра, который они украшали. А вот в цветоводческих хозяйствах ждать милости от природы не приходится, и для выращивания цветов применяют парники. Однако существуют цветы, которые в открытом грунте рентабельнее, но для них требуются специфические природные условия, поэтому с ними не так просто справиться. Вот и пионы (“адмонит” на иврите), достаточно популярные цветы на международном рынке, до поры до времени широко не культивировались в Израиле. Пионы относятся к роду травянистых многолетников и листопадных кустарников («древовид­ные пионы») семейства лютиковых, цветущих в конце вес­ны.

На одном кусте обычно можно получить до 7 – 9 эф­фектных цветков товарного вида. Отдельные экземпляры цветка достигают двадцати сантиметров в диаметре с высотой ножки до девяноста сантиметров. По некоторым источникам, в декоративном садоводстве используется несколько тысяч сортов. Основной ареал распространения – умеренный пояс Евразии. Девять видов пионов охраняются. Большинство сортов – махровые или полумахровые, от белого до темно-бордового цвета. Эти цветы привлекательны не только визуально (а распустившиеся пионы бледных тонов, особенно белые, на фоне густой темно-зеленой листвы выглядят, словно мордашки лохматых болонок), но в зависимости от сорта обладают широкой палитрой неповторимых ароматов. В естественных условиях Израиля адмониты лучше всего культивируются на высоте 400 – 600 метров над уровнем океана. Поэтому до недавнего времени производители (мелкие частные хозяйства) располагались преимущественно на Голанских высотах. Там же, в Авней Итай, располагается опытная станция по разведению пионов.

На Юге этот интересный и рентабельный на мировом рынке цветок тоже не обойден вниманием и производится в теплицах частных хозяйств в небольших количествах. Попытки же развернуться на широкую ногу оказались неудачны настолько, что единственная опытная станция в этих краях, расположенная в кибуце Кармель, так и не решив проблему акклиматизации товарных сортов, в конце девяностых прекратила свое активное существование. К тому времени Семен Левин (любитель пионов), опытный и профессиональный растениевод, закупив у поставщика в Нетании несколько десятков кустов, решил попробовать выращивать пионы на участке во дворе своего дома в городе Араде.

Цветы пиона появляются на третий год, зато каждый куст приносит их несколько десятков лет, и поэтому вложения в эту сельскохозяйственную культуру в сочетании с правильной стратегией очень рентабельны, тем более, что пионы хорошо идут через биржу в Голландии. Эти доводы позволили Семену в 1997 году убедить руководство мошава Бейт-Ятир, в котором он за несколько лет работы завоевал авторитет специалиста, выкупить заброшенное хозяйство в Кармиэле с остатками посадочного материала. Семен, вспоминая былое, говорит, что когда они появились на станции, то среди моря сорняков можно было обнаружить только несколько кустиков пионов. Перетащив к тому же в мошав и свои домашние посадки, Левин открыл новую страницу в цветоводстве на юге Израиля.

Начали с половины дунама и за несколько лет увеличили площадь участков в десять раз. Шаг за шагом, наращивая посадки и одновременно занимаясь исследованиями на опытных участках, Семен продвинул свой проект до товарных объемов, и на сегодняшний день мошав прочно занял свою нишу на голландской бирже, уже в апреле одним из первых поставляя эти цветы. Председатель кооператива Шмуэль Меир с гордостью констатирует, что с пяти дунамов мошава на биржу поступает почти сто тысяч цветков, среди которых такие популярные сорта, как розовая “Sarah Bernhardt”, белые “Festiva Maxima” и “Duchesse de Nemours”, красный “Karl Rozenfeld”, “Golden Glow”, “Virgilius” и другие.

Ни на минуту не прерывая эксперименты (а кроме опытных участков под его опекой есть особый, который ласково именуют яслями), Семен в этом хозяйстве оперирует уже с почти сотней сортов, из которых девять вот-вот примут статус товарных. Уже сегодня, благодаря мастерству и упорству Левина, хозяйство Бейт-Ятир – самое крупное в Израиле по количеству сортов и по площадям, находящимся в руках одного хозяина. Но это присказка. Сказка впереди. Через три- четыре года хозяйство, доведя до десяти дунамов площади посадок, намеревается поставлять на голландскую биржу миллион пионов в год. И у нас в Араде появится свой миллионер – Семен Левин, автор проекта по разведению пионов в Бейт-Ятир. Может быть, после этого рубежа он найдет время для выведения нового сорта пионов и тогда на международном рынке цветов, наряду со старушкой “Сарой Бернхард” (50% продаж), доминирующей весь прошлый век, появится молодой сорт “Слевин”.
Когда мы встретились с Семеном на плантации среди пионов, стоящих вряд, словно солдаты, он своим видом походил на одного человека, деяния которого обычно укладываются в три слова: Пришел. Увидел. Победил.

5 609 Просмотров
Комментарии (1)

Один комментарий to “Пришел. Увидел. Победил”

  1. Марина Says:

    Какой молодец!Пионы!…….в Израиле!Потрясающе!Очень бы хотелось задать несколько вопросов по уходу.Как это можно сделать?

Написать комментарий