Белявский Леонид Белявский Леонид Михайлович, кандидат исторических наук, доцент политологии. Более 30 лет выступает со статьями на общественно-политические темы в средствах массовой информации Узбекистана и Америки, . Только в США (после переезда в 1995 году в Даллас штата Техас) за последние 10 лет активной журналистской деятельности им опубликовано 850 статей.


Окт
26
РАДИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРАВДЫ

Для любого русскоязычного иммигранта переезд из бывшего СССР на постоянное место жительства в другую страну оказался непростым делом, вызвал болезненные реакции. Я всегда радуюсь, когда узнаю, что мои ташкентские коллеги не сломались в новых условиях, не пошли по линии наименьшего сопротивления. Испытываю особое удовлетворение, если сумели они продолжить свою научную, творческую деятельность, остались верны своим жизненным принципам и внесли в новую жизнь свой, пусть даже небольшой, вклад. Именно таким в их числе оказался Семен Гитлин. Доктор исторических наук, профессор, долгое время работавший в Ташкентском университете, заслуженный деятель науки Узбекистана, автор более 120 научных статей, брошюр, книг, в том числе восемь монографий.

Новый этап в научно- исследовательской работе профессора С. Гитлина был связан с его переездом в 1993 году в Израиль. Здесь у него была широкая возможность поработать в архивах Иерусалима и других городов этой страны, собрать большое число новых данных и обобщить их. При этом научные исследования не были связаны с какими-либо политическими запретами или ограничениями. Более того, ощущая востребованность своих работ, в условиях свободного демократического общества, ученый пришел к выводу, что пришло время рассказать действительную правду об исторических судьбах евреев, живших в Центральной Азии. В то же время распад СССР, демонтаж советской партийной системы обнажили подлинное лицо так называемой “ленинской национальной политики” в России, причины возникших межнациональных конфликтов Прибалтике, Закавказье, Средней Азии. Возникла объективная необходимость пересмотра всех прошлых работ, прежде всего, их концептуальной части и раскрытия реальной правды о сложившихся в стране межнациональных отношениях.

В Израиле им на основе новых архивных документов были написаны и опубликованы монографии. В 1998 году – ” Национальные отношения в Узбекистане: иллюзии и реальность”, в 2004 году – в двух томах ” Национальные меньшинства в Узбекистане: прошлое и настоящее. Евреи в Узбекистане” В последней он обнажил болевые точки положения евреев в республике, назвал многие факты и события своими именами, чего, к сожалению, из-за строгой советской цензуры он не мог сделать раньше. Но даже после издания вышеназванного двухтомника проф. С.И. Гитлин не считал свою работу над историей евреев, живших в Средней Азии, законченной. Работая в Иерусалиме в Центральном Архиве истории еврейского народа и Центральном Архиве истории сионизма, проф. Гитлин обнаружил целый пласт интересных документов, которые позволили ему более подробно рассмотреть торговые, религиозные, культурные, языковые, политические и другие аспекты в развитии еврейской общины в дореволюционном Туркестане. Эти документы пополнили картину положения среднеазиатских и европейских евреев, обогатил её новыми выводами и положениями.

Интерес для исследователя представили документы, освещающие отношение мусульманского населения к евреям, доходящее нередко до погромов и кровавого навета. В них также даются ответы на вопросы о роли европейских евреев в социальной жизни Туркестана, их участия в политических партиях, в оппозиционном политическом движении, о зарождении и развитии сионизма в этом крае. Внимание ученого привлекли и другие многие документы, в том числе отражающие положение еврейского населения в советский период, особенно после проведения в 1924 году национально-государственного размежевания Средней Азии и образования республики Узбекистан. Конечно, невозможно назвать все те документы, которые обнаружил в архивах проф. С.И. Гитлин после выхода в свет его предыдущих книг.

Важно другое : неизвестные сюжеты из жизни евреев в мусульманском крае вызвали у него потребность в написании новой книги, которая является логическим продолжением предыдущих изданий. При этом хочется подчеркнуть, что принципиально важно приведение в книге отдельных наиболее значимых документов не в виде фрагментов, а полностью. Это позволяет каждому читателю не с подсказки автора ,а самому, на основе своих гражданских позиций оценить смысл и значение тех событий, отдельных личностей, о которых шла речь в монографии. Безусловно, книга “Исторические судьбы евреев в Средней Азии” – большой научный труд, который вместе с приложениями и поименным указателем содержит 855 страниц и является работой энциклопедического характера.

Как отметил доктор А. Пинхасов, руководитель Форумов Всемирного Конгресса бухарских евреев, проф. С.И.Гитлиным проведено “правдивое историческое исследование жизни среднеазиатских и европейских евреев на протяжении почти двухтысячелетней истории их проживания в регионе, где господствовал ислам. Он создал уникальную книгу об истории еврейства в Средней Азии, затронул темы, которые до него не были исследованы”. В последних разделах монографии история советских евреев была дополнена новыми, ранее неизвестными фактами. Это отметили большинство ученых, кто уже ознакомился с вышеназванной монографией. Нельзя не согласиться с теми, кто считает, что поскольку автор книги жил в Узбекистане с 1934 года и был очевидцем многих событий в военное и послевоенное время, он обладает преимуществом по сравнению с другими исследователями, не жившими в регионе, а потому выступающими наблюдателями со стороны. . Но это не значит, что у проф. С. Гитлина не возникали в процессе его работы какие-либо проблемы. Главная из них – это переосмысление своих прежних позиций, что, конечно, для каждого честного и добросовестного ученого было болезненным процессом.

Об этом откровенно писал Гитлин во вступительной статье монографии. “Работая над книгой, я еще с большей силой почувствовал, насколько фальсифицирована была история народов СССР. А что тогда говорить об истории евреев? Она на разных этапах развития советского общества искажалась, а затем и вовсе была предана забвению. Все это шло в русле официальной политики ассимиляции евреев”. Объясняя свою позицию, проф. С.Гитлин четко сформулировал задачу, поставленную им перед собой: “Я вижу свой долг в том, чтобы по мере своих сил и возможностей воссоздать историю евреев Средней Азии (а с 1924 года-Узбекистана), чтобы, как метко заметила востоковед И. Д. Звягельская, “не занесло песком забвения следы тех, для кого на протяжении многих поколений эта земля была родной”. В монографии имеется ряд новаций. Так, проф. С.И.Гитлин полагает, что первые признаки массовой иммиграции евреев из Узбекистана и других республик Центральной Азии появились еще в 1946 году, когда эвакуированные во время войны еврейские семьи , а также беженцы из Польши стали возвращаться в западные регионы страны. Они увлекли с собой также часть местных евреев.

Но это не было массовым явлением. Новая переселенческая волна имела место в связи с разрушительным землетрясением в Ташкенте в апреле 1966 года. Но наиболее массовое движение евреев за выезд на свою историческую родину, в Израиль, началось в 70-е годы, особенно после победы израильтян в Шестидневной войне. Это движение в конце 80-х – начале 90-х годов приобрело массовый характер. Росту иммиграции в этот период способствовали этнического характера погромы в Фергане и Андижане, систематическое осквернение еврейских кладбищ в ряде городов Узбекистана. Этот период положил начало завершающему этапу жизни и деятельности еврейской диаспоры в Центральной Азии. По оценке ряда руководителей Всемирного Конгресса бухарских евреев, проф. С. Гитлин “серьезно, скрупулезно исследует почти все стороны жизни среднеазиатских евреев на протяжении почти двухтысячелетнего периода”.

Внимание общественности к ним он привлек еще в 2004 году своим докладом в Иерусалиме на IV конференции по проблемам иудаизма, организованный Всемирным Конгрессом бухарских евреев . В докладе ” К вопросу исследований истории бухарских евреев”, он убедительно показал, что малоизвестная борьба этой этнической общины за свое существование составляет одну из ярчайших страниц еврейской истории. На меня лично как на историка наиболее сильное впечатление произвел четвертый раздел монографии ” Новые испытания”(1941г.- начало 1990-х годов). В эти годы я жил в Узбекистане, и о том, что происходило в республике, в каком положении находились евреи, какой дискриминации они подвергались, знаю не понаслышке. Поэтому не могу не выразить искреннюю благодарность проф. С. Гитлину за то, что он откровенно и смело рассказал в своей монографии о том унижении, как людей второго сорта, которое испытывали люди моего поколения и которое коснулось и автора этих строк.

Чрезвычайно важно, на мой взгляд, что автор назвал имена многих ученых, деятелей литературы и искусства, юристов, военнослужащих, живших в те годы в Узбекистане и внесших значительный вклад в развитие республики. С особым интересом я (?) нашел знакомые имена, благодаря чему мог еще раз переосмыслить их судьбу в условиях тоталитарного режима. Проследив все этапы жизни и деятельности евреев Средней Азии, профессор С. Гитлин завершает свое исследование утверждением о неизбежности их исхода из этого региона. Согласно приведенным в книге данным, численность населенных пунктов в Узбекистане, где традиционно проживали евреи, в настоящее время сократилось с 43 до 7. В некоторых городах с населением не менее 100 тысяч человек остались всего 10-15 семей. Нельзя не согласиться с выводом автора монографии о том, что исход евреев из Узбекистана означает утечку классных специалистов, квалифицированной рабочей силы. Это была, по его мнению, “не просто эмиграция, а утечка интеллектуальных ресурсов общества из экономики республики” Выясняя причины, приведшие к исходу, проф. Гитлин считает, что “…сложилась парадоксальная ситуация; евреи были одновременно и “чужими” и необходимым элементом, который удалось исключить лишь из государственно- административного аппарата и до некоторой степени из инфраструктуры последнего”.

Бесконечная цепь гонений не могла не привести к исходу евреев из Узбекистана, равно как и других регионов бывшего СССР. Одним из верных признаков этого процесса является угасание в республике еврейской духовной жизни. Полагаю, что не без боли автор монографии сделал вывод о том, что “еврейство Узбекистана уже никогда не поднимется до прежних высот: община стареет и тает”. И это дает основание ему предполагать, что “почти двухтысячелетняя история евреев в Узбекистане подходит к концу”. Дочитав последнюю страницу монографии “Исторические судьбы евреев Средней Азии”, присоединяюсь к оценке ее как крупного научного, капитального труда, значительно обогатившую историографию работ, посвященных истории еврейского народа. Уверен, что эта книга вызовет большой интерес у широкого круга читателей в Израиле, а также в США, Германии и других странах, где проживают русскоязычные иммигранты. , Не сомневаюсь, что многие из них будут благодарны проф. С.И.Гитлину за публикацию монографии “Исторические судьбы евреев Средней Азии”.

932 Просмотров
2 комментария

2 комментария to “РАДИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРАВДЫ”

  1. MIKHAIL DAVYDOV Says:

    УВАЖАЕМЫЙ ЛЕОНИД МИХАЙЛОВИЧ. БЫЛ БЕЗУМНО РАД ОЗНАКОМИТЬСЯ С ВАШЕЙ ИНФОРМАЦИЕЙ. ЖЕЛАЮ ПОЛУЧИТЬ ВАШ СОВЕТ. Я ПИШУ КНИГУ СВОЕЙ ФАМИЛИИ. ПО ЛИНИИ ОТЦА. МОЙ ПРАДЕД ЖИЛ В ТАШКЕНТЕ И БЫЛ ВЕСЬМА ВЛИЯТЕЛЬНЫМ КУПЦОМ ЦАРСКОГО ТУРКЕСТАНА. В ТАШКЕНТЕ БЫЛА УЛИЦА ЕГО ИМЕНИ. А В ИЕРУСАЛИМЕ ДО СИХ ПОР СУЩЕСТВУЕТ НАШ ФАМИЛЬНЫЙ ДВОРЕЦ. НИКАК НЕ МОГУ НАЙТИ ТЕЛЕФОН сЕМЁНА ГИТЛИНА. МНЕ СКАЗАЛИ, ЧТО В ЕГО КНИГЕ МНОГО АРХИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ НАШЕЙ ФАМИЛИИ. ИМЯ МОЕГО ПРАДЕДА – ЮСУФ ДАВЫДОВ. ПОДСКАЖИТЕ ПОЖАЛУЙСТА – КАК МОЖНО СВЯЗАТЬСЯ С ГОСПОДИНОМ С. ГИТЛИНОМ. С УВАЖЕНИЕМ МИХАИЛ ДАВЫДОВ.
    МОИ КООРДИНАТЫ: N.Y. MIKHAIL DAVYDOV, TEL. 1718-459-9539. .

  2. MIKHAIL DAVYDOV Says:

    MIKHAIL DAVYDOV Says: Your comment is awaiting moderation.
    Январь 11th, 2012 at 8:23
    УВАЖАЕМЫЙ ЛЕОНИД МИХАЙЛОВИЧ. БЫЛ БЕЗУМНО РАД ОЗНАКОМИТЬСЯ С ВАШЕЙ ИНФОРМАЦИЕЙ. ЖЕЛАЮ ПОЛУЧИТЬ ВАШ СОВЕТ. Я ПИШУ КНИГУ СВОЕЙ ФАМИЛИИ. ПО ЛИНИИ ОТЦА. МОЙ ПРАДЕД ЖИЛ В ТАШКЕНТЕ И БЫЛ ВЕСЬМА ВЛИЯТЕЛЬНЫМ КУПЦОМ ЦАРСКОГО ТУРКЕСТАНА. В ТАШКЕНТЕ БЫЛА УЛИЦА ЕГО ИМЕНИ. А В ИЕРУСАЛИМЕ ДО СИХ ПОР СУЩЕСТВУЕТ НАШ ФАМИЛЬНЫЙ ДВОРЕЦ. НИКАК НЕ МОГУ НАЙТИ ТЕЛЕФОН сЕМЁНА ГИТЛИНА. МНЕ СКАЗАЛИ, ЧТО В ЕГО КНИГЕ МНОГО АРХИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ НАШЕЙ ФАМИЛИИ. ИМЯ МОЕГО ПРАДЕДА – ЮСУФ ДАВЫДОВ. ПОДСКАЖИТЕ ПОЖАЛУЙСТА – КАК МОЖНО СВЯЗАТЬСЯ С ГОСПОДИНОМ С. ГИТЛИНОМ. С УВАЖЕНИЕМ МИХАИЛ ДАВЫДОВ.
    МОИ КООРДИНАТЫ: N.Y. MIKHAIL DAVYDOV, TEL. 1718-459-9539. .

Написать комментарий