Фев
23
«А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер»

Вряд ли даже самые отчаянные фантазеры, современники Исаака Осиповича Дунаевского (да и скорее всего он сам), могли бы себе представить, что когда-нибудь на краю иудейских гор будут праздновать день рождения советского композитора. И тем не менее на прошлой неделе, спустя полвека после кончины Исаака Дунаевского, сто шестой день его рождения отмечали в Араде – городе, расположенном в отрогах иудейских гор. Однако, если вспомнить полное имя Дунаевского – Исаак Беру Иосиф Бецалев Цалиевич, – его историческая связь с иудейскими местами становится более чем очевидной.

Вечер, на котором звучала музыка Дунаевского, не хочется называть вечером памяти. Слишком велик диссонанс между таким определением, которое звучит хоть и торжественно, но все же в минорном ряду, и жизнеутверждающей тональностью большинства произведений этого гения легкой музыки. Поэтому собравшиеся в клубе «Самовар» почитатели Исаака Дунаевского пришли не с «мемориальным» настроением, а так, как принято в день рождения, – с праздничным.
Юбилейный вечер, проведенный в клубе «Самовар» в рамках музыкального салона, заранее был обречен на успех: его подготовил и провел известный далеко за пределами Израиля музыковед профессор Георгий Кантор, замечательный рассказчик и исполнитель музыки. Открывая вечер, Георгий Михайлович привел высказывание одного из современников Дунаевского:

«Широка страна моя родная,
Но среди певцов моей страны
Я другого мастера не знаю,
Чьи бы песни были так нужны»

А чтобы вспомнить, как все было в ту эпоху, предложил небольшой видеосюжет. И с экрана в зрительный зал музыкальным вихрем фрагментов фильмов и концертных программ ворвался «Веселый ветер», обдав собравшихся энергией и задором популярных мелодий и песен Исаака Дунаевского.

Родившись в первый месяц 1900 года, будущий композитор вышел на старт вместе с новым веком – словно судьба зарождавшейся в России революции позаботилась о том, чтобы в нужное время, в нужном месте родился будущий основоположник советской музыки. А родился он в местечке Лохвица на Полтавщине в семье зажиточного банковского служащего Цали Симоновича Дунаевского. С раннего детства Исаак получил возможность заниматься музыкой и уже к шести годам играл на фортепиано, освоив музыкальную грамоту. В дальнейшем свое музыкальное образование он получил в Харькове, где сначала учился в музыкальном училище, а в 1919 г. окончил консерваторию.

Обучаясь, он занимался игрой на скрипке и композицией, сочинял романсы, фортепьянные пьесы, квартеты. И успел поработать скрипачом в оркестре и концертмейстером, прежде чем в 1920 г. был принят на работу в Харьковский русский драматический театр заведующим музыкальной частью. В том же году он написал музыку к спектаклю “Женитьба Фигаро”, что можно отнести к его композиторскому дебюту. Как дирижёр он дебютировал в постановке (совместно с Н. Синельниковым) “Периколы” Оффенбаха. Свои первые оперетты (“Женихи”, “Ножи”) он создал, работая в Театре сатиры. Заявив о себе в начале тридцатых, Дунаевский сразу же стал новатором в области лёгкой музыки. Уже имея опыт работы музыкальным руководителем и главным дирижером ленинградского Мюзик-холла, начал писать музыку и песни к кинофильмам. В это же время в сотрудничестве с Леонидом Утёсовым создал несколько эстрадных программ. Что ни год, начиная с 1933, стали появляться кинофильмы с музыкой Исаака Дунаевского: “Вёселые ребята”, “Три товарища”, “Вратарь”, “Цирк”, “Дети капитана Гранта”, “Волга-Волга” и другие.

В сочинениях Дунаевского, созданных для музыкального сопровождения фильмов , наиболее ярко проявился его талант композитора. Это тот случай, когда вполне можно считать, что не музыка создавалась к фильмам, а фильмы ставились на музыку Дунаевского. Его достижения на этом поприще удостоились высокой государственной оценки. За создание музыки к фильмам “Цирк” и “Волга-Волга” ему дважды присуждали Сталинскую премию. Дунаевский, народный артист CCCР,
стал основателем советской оперетты. В этом жанре им написаны 12 произведений.
Профессор Кантор, рассказывая о творчестве Исаака Дунаевского, исполнил отрывки музыкальных произведений, демонстрирующих, как композитором разрабатывались все жанры легкой музыки в духе молодой Страны Советов. И в этом он был не только новатором, но и пионером. Советский вальс, советский марш, советская лирическая песня, советская оперетта, советские частушки.

А его песня «Широка страна моя родная» только что не стала (по понятной причине) гимном Советского Союза. Георгий Михайлович охарактеризовал Дунаевского как певца века нашей молодости и тех иллюзий, которыми жили миллионы честных граждан страны. Его музыка – отражение того времени. По песням Дунаевского легко представить, чем жила страна в тридцатых, сороковых и пятидесятых годах прошлого века. Большинство собравшихся в клубе «Самовар» слушателей – участники хора, умеют и любят петь. Всю оставшуюся часть вечера в зале звучали песни Дунаевского: «Сердце, как мне не хочется покоя», «Зачем, зачем ты снова повстречался…», «Мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути». И так более часа. Песнь за песней пролистывалась жизнь людей, вступивших в золотой возраст.

В истории музыки Дунаевский навсегда остался основателем уникального раздела музыкальной культуры – советской музыки. Уникального еще и потому, что уже много лет, как ушел из жизни сам композитор, и эпоха, в которой он творил, тоже канула в лету, а его музыка и песни до сих пор доставляют радость слушателям и исполнителям.

1 010 Просмотров
Комментарии (0)

Написать комментарий