Июн
18
Амурский странник на земле обетованной


Создать несколько рифмованных строчек под силу если не каждому грамотному человеку, то все же очень многим. А вот способность рифмами вести повествование о событиях былых или описывать фантазии и окружающую природу, а тем более облекать в стихи переполняющие автора чувства, дано не многим. И пусть даже по большому счету это и не поэзия, а просто самовыражение, подобное свойственно все же только талантливым людям.

До недавнего времени в Араде много лет подряд работала литературная студия «Строка», объединявшая репатриантов девяностых – самодеятельных литераторов, пишущих прозу и стихи. В предисловии к первому альманаху студии, опубликованному в 2000 году, Рина Левинзон очень поэтично назвала этих людей «свободными авторами вольной строки».

Одним из таких «свободных» является Михаил Рубинштейн, поселившийся в Араде в 1993 году. Михаил, бывший подполковник Советской Армии, отдавший службе почти тридцать лет, еще в пятнадцатилетнем возрасте стал писать стихи. До репатриации после увольнения из армии работал в школе. Большая часть его предыдущей жизни прошла на Дальнем Востоке, в Хабаровске, где в различных газетах можно было встретить его стихи.

В Араде у него появились новые впечатления и темы. Михаил был одно время руководителем арадской студии «Строка», в которой насчитывалось более двух десятков авторов. Листая альманахи выпущенные (при поддержке министерства абсорбции) объединением арадских литераторов, нетрудно заметить, что с годами авторы не только перешли от ностальгических тем к новой (израильской) действительности, но и явно «повзрослели» в литературном смысле. Эта тенденция не обошла стороной и Михаила. Кончились в его стихах ели, березки, морозы, сугробы и прочие российские прелести и появились местные – овечки, бедуины, Мертвое море и, конечно же, его величество град Арад.

Я к городу Араду подъезжаю,
Лучами фар из предвечерней мглы
Зеленую поляну вырезаю,
Где на столбах могучие орлы.

Не Клод ваял их, даже не Вутечич –
Простейшее скульптурное клише.
Но и такое иногда нас лечит,
Становится теплее на душе.

Мой город
………………………………
Кто любовь свою здесь встретит,
Утешенью кто-то рад.
О березах кто-то бредит,
Я ж влюблен в тебя, Арад.

Мертвое море
Не давят, море, твои воды
Ни корабли, ни теплоходы,
Не режут берег твой порты –
Страдаешь одиноко ты.

Тебе не ведом вал девятый
И крики чаек бесноватых.
Прощанья-встречи моряков
Не видишь. …
………………………………
Ты поважнее для людей
Чем тысячи живых морей.

Многие стихи Михаила совершенно очевидно просятся на нотный стан. В свое время это подметил профессиональный композитор, по случаю, тезка Рубинштейна – Михаил Брукман, тоже из репатриантов девяностых, и положил многие его стихи на музыку. Так неожиданно родилось творческое сотрудничество двух Михаилов, приехавших в Арад из разных концов СССР. В творческом арсенале Рубинштейна также два гимна – алие и израильскому Объединению офицеров «Щит Циона», в котором Михаил, само собой разумеется, не на последнем счету.

В сборнике стихов Рубинштейна «Яблоки детства», который в 2001 году вышел в свет в Хабаровске, четверть опубликованы вместе с нотами. В предисловии к стихам этого сборника российский писатель Николай Кабушкин, называя Михаила амурским странником на земле обетованной, отметил, что Россия и Израиль в его душе как бы лежат на двух равноценных золотых чашах весов. А в его стихах «…столько искрометного юморка, сверкающего многоцветными гранями литературных образов, испытанного и пережитого, житейских ситуаций, которые столь типичны и на земле обетованной, и в России…». А вот содержание стихотворения «Самокритика» раскрывает его серьезное отношение к поэзии как таковой и критическое отношение к поэтической самодеятельности.

Ночь в раздумьях до рассвета,
Танец рифм в прыжке затих.
Долго мучил он поэта,
И к утру родился стих.
………………………..

Все на месте: рифма, точки,
Запятые. Есть куплет.
Стих рожден в порядке строчки,
Но поэзии – то нет.

Время бежит, старость неотвратимо наступает, и никакая медицина этот процесс не в силах остановить. Но еще Зигмунд Фрейд по этому поводу рекомендовал: «Там, где медицина отступает, обратитесь к поэзии».

Вечереет. С наслажденьем
Свежим воздухом дышу,
И с хорошим настроеньем
Строчки новые пишу…

Вот и герой этого очерка подготовил к изданию новый сборник стихов, который вот-вот появится на свет. Так что не за горами приглашение на презентацию новой книги Михаила Рубинштейна. Известный израильский поэт-пародист Евгений Минин по поводу поэзии изрек однажды: «Необходима всем, не нужна никому». Однако, следуя Фрейду, а он разгадал многие секреты человеческой натуры, воздадим должное лишь первой половине этой мысли, а вторую оставим на совести пародиста.

Григорий Нисенбойм
Фото автора
Почитать по теме еще: здесь

795 Просмотров
3 комментария

3 комментария to “Амурский странник на земле обетованной”

  1. Виткин Тевель Says:

    Это еще не поэзия, вернее всего это проза в стихах.”Строка* давно не работает, уехала
    Аксельрод и все распалось. Рубинштейн, выбранный руководителем, не смог удержать людей.
    Поэтом в Араде можно сейчас назвать Г.Клеер, Бродский, Красильщикова, которые пишут “в стол”
    У них вышли сборники (не у всех) и стихи там настоящие. Все остальные любители и дилетанты.
    Тим

  2. blogoped Says:

    По моим наблюдениям, многие поэты постепенно перебираются в сеть. В сети очень легко найти единомышленников, критиков, благодарных читателей, даже поклонником.
    Давно пишу и не в сеть. Это гораздо интереснее, чем писать в стол.
    Можно попробовать поддержать пишущих людей Арада и создать для них виртуальный литературный клуб. Главное – помочь им сделать первые шаги в сети.
    Этот клуб можно создать даже на основе этого сайта, или использовать другие площадки. Могу предложить для этого один из своих форумов…

  3. admin Says:

    Эта идея уже один раз разбилась о скалы, олицетворяющие собой пространство и время. Но и сегодня актуальна и интересна.
    Поясню. Когда возник проект нашего сайта, клуб литераторов был задуман как один из основных разделов. С этой целью я посещал литературный клуб “Строка” и перефотографировал всех пишущих, подготовил личные короткие биографии для представительской страницы и даже отобрал несколько работ в рабочий файл. До сих пор материалы для сайта сохранились. Но вот беда – “Строка” распалась. Но главное, наверное, в том, что за исключением одного-двух персонажей все это были люди очень (ох уж это неумолимое время) взрослого возраста – от 70 до 90 лет, имевшие в лучшем случае смутное представление о появившемся на планете новом пространстве под названием Интернет. Отдельные личности, кто поэнергичней завели свои блоги на литературных сайтах и умиляются тем, что там таких же много, много миллионов(!) Но если задуматься – когда же дойдет очередь до прочтения их работ. Не потераяться бы средь этих миллионов.

    Уже в те давние времена я раскрутил страничку (литераторы Израиля) релевантную в основных поисковиках и сегодня. В Рамблер и Гугл – четвертая позиция (в последнем – из миллиона), а в Яхоо – первая! Для сидящих в Интернете на литературных сайтах эта площадка могла бы лишь дополнить читателей путем перекрестных ссылок, зато имела бы персонифицированную релевантную страницу. Но это надо понимать!
    Резюме:
    За предложение отдельное спасибо – можно попробовать вновь.
    Уверен, в Араде найдется и пишущая молодежь, стремящаяся к публичности.

Написать комментарий