Ноя
10
“Смешные” деньги с печальной судьбой

Откуда дровишки?
Проект “Сеть городских домов технологий” действовал с 1999г. до 2002 г. по соглашению между Министерством абсорбции (отдел трудоустройства) и муниципалитетами Иерусалима, Беер-Шевы, Хайфы, Ришон-ле-Циона и Хадеры. В рамках этого соглашения финансирование проекта осуществлялось на долевых началах: 75% – Мнистерство абсорбции, 25% – муниципалитеты. Суммарный бюджет проекта для указанных городов составлял около 2, 5 млн. шекелей ( по 500 тыс. для каждого города ).Сами же ГДТ при этом не фигурировали в качестве одной из договаривающихся сторон.

Деньги Министерства абсорбции перечислялись муниципалитетам, а последние, в связи с вечным дефицитом городского бюджета, перечисляли их с опозданием на год или более, что и явилось одной из причин неэффективности проекта. В связи с этим, спустя три года после старта, проект был благополучно закрыт. В начале этого года в результате политических маневров партия “Шинуй” «оторвала» у правительства 700 млн. шекелей, из которых 35 миллионов должны были быть направлены на научные исследования, в том числе и на абсорбцию ученых-репатриантов, и на программу “Башан”.

При этом Игаль Ясинов, приложив немало усилий, добился выделения из всей этой массы денег «сумасшедшую» сумму, в 500 тыс. шекелей, для начала реанимации упомянутого проекта, суть которого – помощь в абсорбции инженеров и изобретателей. Однако всем заинтересованным было ясно, что донести эти деньги до адресата с минимальными потерями – задача не из простых. Понимая всю сложность (с учетом местных реалий) проблемы, депутат Кнессета Марина Солодкина сразу же после вступления в должность заместителя министра абсорбции на заседании президиума Союза
ученых-репатриантов, состоявшееся 13 апреля, обещала включить эту задачу в свой список приоритетов в качестве первоочередной.

Бюрократическая составляющая проблемы
Для того, чтобы «деньги Ясинова» были эффективно использованы без бюрократических проволочек, представители семи ГДТ (Арада, Ашдода, Бат-Яма, Беер-Шевы, Иерусалима, Хадеры и Хайфы) создали Совет директоров под председательством доктора Авраама Шарнопольского и в начале июня провели совместное заседание с депутатом Кнессета Игалем Ясиновым, на котором была сформулирована следующая позиция: выделенные деньги пустить исключительно на продвижение проектов инженеров – репатриантов, а финансирование ГДТ провести напрямую, без вмешательства муниципалитетов.

С чем и обратились в Министерство абсорбции. К сожалению, это министерство и сегодня, спустя пятнадцать лет после Большой алии, невзирая на то, что мы уже давно выросли из коротких штанишек, не может (или не хочет?) решиться доверить таким общественным организациям, как ГДТ, деньги для самостоятельного освоения. Не говоря уже о том, что бюрократия по умолчанию не способна принимать творческие решения. Руководители Министерства абсорбции, проведя в течение июня – августа ряд совещаний с представителями Совета домов технологий, приняли шокирующее решение – передать управление проектом в арадскую компанию по экономическому развитию Арада – Тамар и распределить деньги следующим образом: 80 тыс шекелей Компании – на управленческие расходы, 320 тысяч – на бизнес-советников и (!) непосредственно Домам технологий – аж 100 тысяч шекелей. Старая схема: деньги на абсорбцию новых репатриантов попадают старожилам. (Эта схема с самого начала алии девяностых укоренилась в сознании старожилов. В свое время мне довелось быть свидетелем характерной для этого истории. После повышения репатриантам пособия по старости, а дело было в девяностых, хозяйка квартиры подняла плату за ее аренду, заявив съемщику: “… не думайте, что пенсию добавили Вам, эти деньги предназначены… для нас”).

При таком распределении денег для девяти Домов технологий (за это время добавилось еще два) остается всего- то по одиннадцать тысяч каждому. Это уже не просто деньги, а «смешные» деньги. Кроме того, остаются за бортом проекты, которые вообще не нуждаются в советниках, т.к. прошли все эти стадии и готовы к старту на свободном рынке, но нуждаются в некоторых технических доработках, на которые требуются куда большие суммы. Как объяснили в Министерстве абсорбции, при распределении суммы свыше 135 тыс. шекелей закон обязывает провести конкурс среди поставщиков услуг.

И поскольку времени на освоение денег осталось мало (странно звучит после нескольких месяцев проволочек), а Арад для министерства является эксклюзивным поставщиком услуг, то выбор пал на эту структуру. В конечном счете, Совет директоров согласился на управление проектом через арадскую компанию при условии, что не меньше половины денег от всей суммы в 500 тыс. шекелей должны попасть непосредственно в ГДТ. При этом в своем ответе на решение Министерства сообщил следующее: “ … наша готовность ограничиться этой суммой продиктована не потребностью, а желанием в сложившейся ситуации реально содействовать продвижению технологических проектов”.

К сожалению, и на этом дело не закончилось. Началась череда праздников, а по их завершении на комиссии Кнессета по алие и абсорбции, проходившей второго ноября, выяснилось, что бюрократические лабиринты поглотили не только упущенное время, но и сам проект. Министерство абсорбции приняло решение вернуть эти «смешные» деньги Министерству финансов. После этой комиссии Игаль Ясинов сообщил нашей газете, что на ближайшем заседании Комиссии по науке он постарается добиться того, чтобы начало проекта все-таки было осуществлено в этом году. На самом деле очень важно в свете принятия бюджета на будущий год осуществить эту последнюю попытку.

Скорее всего у этого кошмара, кроме бюрократической составляющей, присутствует и политическая. Но об этом поговорим уже после заседания комиссии Кнессета по науке.

464 Просмотров
Комментарии (0)

Написать комментарий