Янв
19
“Сознание вторично”. Жаль, что и гражданское тоже

Несложный рецепт
Не раз мы были свидетелями того, как в бюрократическом болоте тонут многие важные начинания «русских» ученых и других специалистов – новых репатриантов. По словам молодого депутата Кнессета Игаля Ясинова, побороть бюрократию можно. И рецепт несложный. Надо всего лишь рекомендации, выработанные комиссией Кнессета, превратить в РЕШЕНИЯ. Весной 2004 года, полагая, что «открытая» им формула контроля над израильской бюрократией верна, он по собственной инициативе создал подкомиссию по делам ученых-репатриантов при комиссии Кнессета по науке и технологии, которую и возглавил, но не как ученый, а как политик.

Не всем был понятен его шаг, и даже некоторым «русским» деятелям не понравилась эта идея. Группа ученых из программы КАМЕА под руководством проф. Белинского, который выступил на RTVI с критикой этой инициативы, попыталась воспротивиться созданию такой комиссии. Тем не менее дело завертелось. Созданный при комиссии консультационный Совет возглавили профессор Эдгарт Альтшулер (президент Союза ученых-репатриантов Израиля), доктор Арье Гилат и доктор Юрий Френкель. Каждый из них представлял чаяния различных направлений в науке, включая гуманитариев.

Была сделана попытка разработать программу реформирования абсорбции специалистов силами самих ученых – участников процесса, а не «спущенную сверху». Всего за несколько месяцев работы подкомиссии удалось добиться отмены намеченных сокращений в финансировании программы КАМЕЯ, создать в рамках Министерства абсорбции специальный фонд для развития разработок ученых-репатриантов в области здравоохранения, а также разработать ряд рекомендаций по финансированию проектов абсорбции ученых и специалистов – новых репатриантов из средств, появившихся за поддержку решений правительства оппозиционной партией “Шинуй”.

Согласно этим рекомендациям предстояло:
– увеличить в 2 раза бюджет программы БАШАН (1 млн. шекелей);
– воссоздать проект « Городские Дома технологий» (500 тыс. шекелей);
– выделить средства на стипендии для ученых, вернувшихся в Израиль
(20 млн. шекелей);
– создать (впервые) фонд поддержки разработок ученых-репатриантов в
области гуманитарных наук (750 тысяч шекелей);
– создать (впервые) фонд поддержки разработок ученых-репатриантов в
области образования (750 тысяч шекелей);
– выделить средства на подарочные ссуды студентам-репатриантам
(4 миллиона шекелей).

Первый блин и недоваренная каша
Когда первый же блин по рецепту упомянутого молодого депутата удался в виде принятого (!) РЕШЕНИЯ комиссии Кнессета – создать в рамках Министерства абсорбции специальный фонд для развития разработок ученых-репатриантов в области здравоохранения, обстановка на политической кухне резко изменилась, так как оказалось, что по рецепту молодого повара заваренная им каша может быть доведена до готовности. Другими словами, деньги действительно могут оказаться потраченными согласно намеченному плану, потому что появился эффективный рычаг, позволяющий контролировать перевод средств на нужды ученых-репатриантов. И “шеф-повара” нашли способ закрыть дверь политической кухни перед не в меру прытким инициатором.

Подкомиссии по делам ученых-репатриантов удалось собраться только шесть раз, после чего председатель комиссии по науке и технологии, депутат от Ликуда Лея Несс, стала всячески препятствовать проведению дальнейших ее заседаний. А в начале ноября на первом же после парламентских каникул заседании своей комиссии объявила о ликвидации подкомиссии по делам ученых-репатриантов, удовлетворив требование Колет Авиталь (“Авода”), председателя комиссии по делам репатриантов. Вот так вот заваренная «каша» не доспела, и процесс, который было «пошел», оказался прерванным в самом разгаре.

В Израиле первична политика
К сожалению, на постоянной бюджетной основе (за отведенное «судьбой» время для этой подкомиссии) удалось провести только упомянутое решение о финансировании разработок ученых-репатриантов в области здравоохранения и даже освоить в 2005г. первые 360 тысяч шекелей пошедших на два проекта. Закрепить же в бюджете остальные рекомендации просто не успели. Воспользовавшись свободой действий, министерства «по техническим причинам» «не смогли» профинансировать разработанные комиссией проекты. В результате эти проекты подлежат закрытию, а деньги пойдут на другие цели.

К примеру, министр абсорбции, ссылается на то, что Министерство финансов недовольно тем, что в качестве подрядчика для управления проектом «Дома технологий» без конкурса выбрана компания по экономическому развитию г. Арада. и не разрешает перевести эти деньги в Арад. Поэтому они должны быть возвращены в госбюджет как не освоенные. А в Министерстве науки в то же время задерживают финансирование проекта БАШАН. Не исключено, что у министра науки Матана Вильнаи (“Авода”) за это время появилась другая идея, как «лучше» истратить эти деньги. Многих политиков в Израиле, как нетрудно заметить, больше интересует процесс, а не результат. Вот и получается, что в Израиле гражданское сознание вторично только потому, что политика первична.

Почетные «похороны»
Выступившие на последнем заседании комиссии по науке представители государственного Научного совета Израиля, министерств науки, здравоохранения, абсорбции, обороны, торговли и промышленности, как и положено на похоронах, говорили только о хорошем. Безусловно, искренними звучали слова благодарности от всех объединений ученых-репатриантов, таких как КАМЕА и «Дома технологий» и представителей проекта БАШАН. При этом выступавшие высказали обоснованные опасения, что финансирование, которого удалось добиться в этом году, может быть сокращено уже в следующем.

Вот как охарактеризовал случившееся тот самый молодой депутат, выбивавший эти деньги: «Похоже, наша вина только в том, что, в отличие от комиссии по алие и абсорбции, мы не занимались словоблудием, а смогли реально помочь ученым, добившись для них выделения десятков миллионов шекелей. Уверен, что истинной причиной решения «похоронить» подкомиссию именно сейчас является попытка лишить нас возможностей влияния на проект нового государственного бюджета и контроля за переводом бюджетных средств текущего года». На обломках покойной подкомиссии создается парламентское лобби в поддержку ученых-репатриантов, куда уже записались многие русскоязычные депутаты Кнессета. Не только сознание ученого – репатрианта отказывается понимать сложившиеся обстоятельства, но даже некоторые депутаты Кнессета, далекие от «русской улицы» и этнически и идеологически, не могут осознать происшедшее. А Яков Марги от партии “ШАС” и Илан Лейбович от “Шинуй” уже записались в это лобби.

P.S. В последнее время в связи с предстоящими выборами в Кнессет можно ожидать, что парламентское лобби очень быстро наполнится. Жаль только, что в нем могут оказаться очередные попутчики с вторичным гражданским сознанием.

563 Просмотров
Комментарии (0)

Написать комментарий