Ноя
19
Цирк! Как много в этом слове.

цирк КешетСлово «цирк» известно с давних времен. Еще в древнем Риме так называли место скачек и состязаний колесниц. «Цирком» называется и форма рельефа в виде естественного чашеобразного углубления в привершинной части склонов гор. И наиболее крупные кратеры на поверхности Луны тоже именуются словом «цирк». В русском же, прежде всего, разговорном языке, слово «цирк» говорит о многом разном посему и употребляется в зависимости от ситуации. Особенно часто его употребляют в иронично-негативном смысле, когда имеют в виду более чем беспорядок.

Но исконным все же «цирк» в переводе с латинского означает “вид зрелищного искусства, по законам которого строится развлекательное представление, как правило, на арене специального здания с высоким куполом. Основой циркового искусства считается демонстрация необычного (эксцентрика) и смешного. Характерным для репертуара современного цирка является демонстрация фокусов, пантомимы, клоунады, исключительных способностей, часто связанных с риском (шпагоглотание, огнеглотание, физическая сила, акробатика, эквилибристика, прыжки), дрессированных животных”. Вот в таком ракурсе и поговорим о цирке в городе Арад.

Конечно же, в арадском цирке нет дрессированных животных (в Израиле с этим вообще плохо – «зеленые» мешают), нет не только купола, но и самого здания, зато есть имя и история, а также способности к демонстрации необычного. Достаточно взглянуть в программу, где присутствуют такие номера, как «Танец на моноциклах», «Эквилибр на катушках», «Игра с мечом», «Огненная феерия» и другие. Речь идет о самодеятельном цирке «Кешет», цирке мира и надежды, каким его считают участники труппы и окружающие их помощники. Это цирк, в который взрослые артисты приходят на репетиции и выступления после своей основной работы, а дети, участники труппы в свободное от школьных занятий время. 

Однако наступил момент, когда коллектив столкнулся с кризисом в связи с тем, что Март Брук, Заслуженный работник культуры Белоруссии, основатель и руководитель арадского цирка, в связи с проблемами старческого возраста был определен в специализированный Дом престарелых в центре страны. Прежде “Вести – Южный округ” уже  писали о попытках активистов коллектива перевести его поближе к родным пенатам, но это им не удалось и цирку пришлось перестраиваться с учетом необратимости былого. Возглавил цирк «Кешет» Алекс Вульфсон, молодой ученик Брука.

Посильную помощь в постановках оказывают ему ветераны – Леонид Шпиндовский, многие годы работавший в советском цирке и кандидат педагогических наук, тренер и мастер спорта СССР по акробатике Михаил Жарских. И вот десятого ноября после долгого перерыва состоялось первое выездное выступление цирка в обновленном составе. Вот как характеризует житье-бытье цирка «Кешет» его молодой руководитель Алекс Вульфсон: “Конечно, очень многого не хватает. В первую очередь, Марата. Его самого как человека, его знаний и опыта. Кроме того, не хватает реквизита, костюмов (но это как обычно).

Спонсоров у нас нет, и мы существуем на полном самообеспечении, разве что за пользование спортивным залом для тренировок мы не платим. Зачастую не хватает и академических знаний. Я сейчас очень доволен сложившимся коллективом, особенно младшей детской группой. Наконец то наша студия перестала быть «русским кружком»! Большинство учеников израильтяне. И хоть Леонид не очень хорошо говорит на иврите, дети его понимают”. Итак, первое выездное представление состоялось в беершевском Доме для пожилых.

Выступали прямо во дворе. У труппы не только новый репертуар, но и новые артисты (девочки десяти-двенадцати лет). Вот их номера: «Девочка из цирка» (Тали Найман), «Велофигуристка на моноцикле» (Мелисса Марино), «Акробатический дуэт» (Тали Найман и Тали Драгне), «Эквилибр на катушках» (Амит Авраами). Кроме Тали Драгне, которая пришла в цирк только в этом году, все они занимаются второй год. Вот что рассказывает Алекс об их первом выступлении. Зрители – пенсионеры и их внуки – приняли труппу очень тепло. Много и охотно хлопали. Глядя на наших девчонок, я мысленно возвращаюсь в те годы, когда сам только начинал заниматься у Марата. Дай-то им Бог!

Из ветеранов в представлении приняли участие сам Алекс Вульфсон, Семён Шехтер (ведущий и телепатия), Марина Алетко(«Танец на моноциклах», «Огненная феерия» клоунада). В заключение нашей беседы Алекс подвел итог первой поездке за последние два года с новым репертуаром: “Я очень доволен всем нашим коллективом, а особенно юными ученицами. Они отлично выступили! Практически без единой ошибки, несмотря на весьма тяжёлые физические условия. Довольны и сами девочки. Однако главное все же это та дружеская, тёплая и весёлая атмосфера, которая у нас была во время поездки и представления! Ради этих улыбок (как ни пафосно это звучит) стоит жить и трудиться!

Я всегда преклонялся перед артистами старшей группы Мариной, Семёном и Лерой Шпарага (танец живота и этюды с огнем) и другими, потому что они несмотря ни на что (тяжёлую работу и повседневные заботы), находят время и силы, чтобы тренироваться и выступать. Спасибо им всем, а также Лёне за то, что они были со мной до конца в борьбе за Марата”.

Общаясь с цирковыми, больше понимаешь, как много в этом слове – «Цирк», слове с большой буквы.

Григорий Нисенбойм
Фото автора
Почитать еще

1 101 Просмотров
Комментарии (1)

Один комментарий to “Цирк! Как много в этом слове.”

  1. Alex Wolfson Says:

    Гиша, спасибо за тёплую статью!

Написать комментарий