Белявский Леонид Белявский Леонид Михайлович, кандидат исторических наук, доцент политологии. Более 30 лет выступает со статьями на общественно-политические темы в средствах массовой информации Узбекистана и Америки, . Только в США (после переезда в 1995 году в Даллас штата Техас) за последние 10 лет активной журналистской деятельности им опубликовано 850 статей.


Мар
9
ШАХМАТНАЯ РОКИРОВКА ПЕРЕД ВЫБОРАМИ


Думается, что главное в этих перестановках – повышение статуса Сергея Иванова, которого уравняли в кремлевской иерархии с Дмитрием Медведевым. Не указывает ли это повышение шансов Сергея Иванова на возможность занятия им поста президента в 2008 году? Ведь после выступления Путина в Мюнхене, по мнению многих обозревателей, возрастает угроза возобновления «холодной войны». И усилились намерения Владимира Владимировича передать власть в руки сильного и надежного человека. В этих условиях Иванов больше подойдет на такую роль, чем либерально настроенный Медведев.

Генерал-полковник КГБ запаса, в прошлом руководитель крупной советской резентуры в одной из скандинавских стран, дружен с Путиным с давних пор, тем более, что учились они в одном университете. Будучи министром обороны, он в течение 6 лет сумел запустить ряд амбициозных программ, направленных на совершенствование технического вооружения армии, обеспечение ее вооружения, обеспечение военнослужащих жильем, сокращение срока службы призывников. Но есть и пятна в его деятельности на посту министра. Это, прежде всего, проблема дедовщины, особенно ярко высветившаяся после дела рядового Сычева, выявившего большое число нарушений со стороны старших офицеров российской армии. Как отметил военный обозреватель А. Гольц в передаче по «Радио Свобода», «наконец стало ясно, что большой популярности в должности министра обороны не наберешь».

Но об этом Путин, конечно, умолчал. Зато президент сказал о том, как много тот сделал для развития военно-промышленного комплекса, и потому рассчитывает, что Иванов, сосредоточившись на проблемах оборонной промышленности и на некоторых участках индустрии гражданской направленности, принес России большую пользу. Последнее время Путин неоднократно подчеркивал необходимость усиления внимания к вопросам развития и совершенствования предприятий перерабатывающей промышленности и уменьшения удельного веса в российской экономике так называемой «нефтегазовой иглы». Именно этими вопросами будет заниматься теперь Иванов. Хватит ли ему знаний и умений?

Ведь это совершенно другая сфера деятельности, мало имеющая общего с тем, чем он занимался в Минобороне. Возможно, Путин исходил прежде всего из своих старых приятельских отношений с С.Ивановым и уверенности в личной преданности Сергея Борисовича его курсу? Не опасается ли он, что может получиться, как говорил в свое время русский баснописец, «беда, коль сапоги начнет точать пирожник, а пироги печи сапожник»? Что касается Медведева, то он, разумеется, остается на своем месте, будет продолжать, как первый вице-премьер заниматься нацпроектами, ездить по регионам и встречаться с представителями разных социальных слоев населения, обещая им значительное улучшение качества их жизни.

И хотя Медведев часто сейчас появляется на экранах телевизоров, не уверен, что всего этого достаточно, чтобы всерьез рассчитывать на победу на президентских выборах в марте 2008 года. У кого, Иванова или Медведева, больше шансов стать преемником Путина? Ответить однозначно практически невозможно, хотя, безусловно, после последней перестановки шансы Иванова выросли. Как отметил в недавней телепередаче «Реальная политика» известный политолог Глеб Павловский, в России появилось президентское правительство, когда оба вице-премьера, как говорят в народе, люди Путина, лично преданные ему. Президент сам призвал их быть первыми помощниками. А какова роль премьера Фрадкова? Конечно, он оказался теперь под двойным прессингом, и рассчитывать ему на самостоятельность в работе, думается, весьма затруднительно.

Хотя, конечно, рассматривать его деятельность следует как чисто исполнительскую. Чтобы подсластить Фрадкову горькую пилюлю, Путин назначил его человека – Сергея Нарышкина, работающего руководителем аппарата правительства, еще одним вице-премьером. Он будет отвечать за внешнеэкономическую деятельность правительства и прежде всего за взаимоотношения со странами СНГ. Такое направление в деятельности правительства в современных условиях крайне необходимо. «Газовые войны» с Украиной и Белоруссией, запрет на импорт грузинских и молдавских вин, экономическая блокада Грузии – все эти и многие другие события требуют сосредоточения всех вопросов внешнеэкономических связей в одном, достаточно авторитетном органе. Это убеждает, что такое решение Путина назрело, и, безусловно, будет иметь важное позитивное значение.

Но при этом раскрылась немаловажная интрига, позволяющая представить взаимоотношения в высшем эшелоне власти. В свое время Фрадков возглавлял Министерство экономических связей, а после его ликвидации, выполняемые им ранее функции, перешли к ведомству Грефа. Фрадков не раз пытался выделить особую службу, занимающуюся руководством внешней торговлей. Но эти действия премьера вызывали упорное сопротивление Германа Оскаровича, завершавшееся до сих пор его победой. Теперь же Фрадков взял верх. Более того, человек премьера – Сергей Нарышкин, имея статус вице-премьера, оказался в кремлевской иерархии на позиции выше, занимаемой Грефом. Как же сложатся дальше взаимоотношения между этими высокопоставленными чиновниками? Ведь следует помнить, что Греф из путинской питерской команды.

Путин оказался верен своей старой традиции – преподносить сюрпризы, назначая на ответственные посты малоизвестных людей. Таким и оказался Анатолий Сердюков, новый министр обороны, сугубо гражданский чиновник
Понятно, что сейчас стали широко практиковать по примеру Запада назначение главой военного ведомства гражданских лиц. Но они, как нам думается, должны в той или иной мере быть знакомы с проблемами вооруженных сил, их спецификой и нуждами. Сердюков же, как и другие выпускники российских гражданских вузов, минуя службу в армии, является офицером запаса. Не маловато ли для руководителя военного ведомства? Из его биографии известно, что он прошел длинный путь карьерного роста от заместителя руководителя межрайонной налоговой инспекции в Питере до главы Федеральной налоговой службы.

Разумеется, получение Сердюковым должности министра обороны для него огромный кадровый рывок. И даже Фрадков напомнил ему, что президент выдал аванс, который нужно оправдать, доказать, что заслуженно занимает это место.
Очевидно, что в такой обстановке возрастет роль Генерального штаба и его начальника генерала Балуевского, а министр обороны может оказаться чисто номинальной фигурой, под прикрытием которого военная элита получит полную свободу действий. О чем свидетельствуют все эти перестановки, осуществленные российским президентом? Не о том ли, что он действительно не собирается уходить из большой политики через два года и занят перегруппировкой сил для укрепления своих личных позиций?

Думается, что это только первый шаг, за которым могут последовать новые перемещения. Потому вновь усилились разговоры о третьем сроке пребывания Путина на посту президента. Не исключено, что кремлевская элита оказалась расколотой, по крайней мере, на две противостоящие группировки. Предвыборная борьба фактически началась: если не во всей России, то в Кремле уж точно. Путин не хочет назвать преемника. И, может быть, потому, что это не один человек, а два, и президент не решил до конца, кто из них более достоин стать главой государства. Во всяком случае, наступают решающие, судьбоносные дни для России, которые и определят имя того, кто может занять президентское кресло в Кремле, как минимум, на ближайшие 4 года.

И хотя прогнозировать в таких вопросах крайне сложно, с учетом нынешнего уровня демократизации политической системы в России и возможности там проведения свободных выборов, полагаю, что в Кремль никого, не входящего в путинскую команду и не намеренного продолжать нынешний политический курс, нынешние власти не допустят.

430 Просмотров
Комментарии (0)

Написать комментарий