Авг
21
Сельскохозяйственное…


У меня в гостях человек из Нижнего Новгорода. Обсуждаем, как легко догадаться, международные санкции против России и Израиля. Закусываем салатом из генно-модифицированной израильской кукурузы, таких же ГМО-перцев и маринованных венгерских огурчиков (возможно, такое же ГМО: Израиль требует маркировки только на детском питании).
“Картошку я покупаю только на рынке, – говорит между прочим гостья. – В овощных магазинах вся картошка и морковка – израильская: красивая на вид, но вкус… Как бы это вас не обидеть…”
Обидеть меня сложно: я, слава Богу, 20 лет ела белорусскую картошку и хорошо понимаю разницу между натуральной картошкой и ГМО. Тем не менее, постепенно смысл сказанного гостьей просачивается в мозги, и ГМО-кукуруза застревает в горле. Мое гуманитарное сознание, не привыкшее оперировать цифрами, рисует перед глазами картину многослойной пустыни Негев, на которой в 10-15 этажей выращивается количество картошки, способное обеспечить потребности России…

“Но помилуйте, – пытаюсь я слабо возражать. – Ведь у вас миллионы гектаров плодороднейших почв. Зачем вам израильская картошка? Мы едим ГМО, потому что на каменистых почвах другое не растет. Но вы ведь можете себя обеспечить натуральными продуктами?”
“Это политика, я в этом не разбираюсь”, – говорит гостья, а я чувствую, как ГМО-кукуруза, застрявшая в горле, начинает прорастать…
Когда я впервые обратила внимание на такое понятие, как “международные санкции”, это были санкции против Ирана (точнее – его ядерной программы), и касались они в основном нефти.

Меня еще тогда удивила эта идея: иранская нефть – одна из самых дешевых, отказ от ее закупки, конечно, лишает иранский истеблишмент миллиардных прибылей, но по Европе и США это ударяет гораздо больнее, чем по простым иранцам: первым приходится закупать либо более дорогую нефть из Саудовской Аравии, либо менее чистую из России, что в итоге приводит к взвинчиванию цен на топливо. Но, видимо, расчет на то, что на простых иранцев ихним народным избранникам плевать, а на собственные сверхприбыли – нет, оказался верным, и Иран сделал вид, что разрабатывать ядерную бомбу не собирается. Ура, санкции сработали!

Идея понравилась, и вот сейчас ее применили против России из-за аннексии Крыма и против Израиля из-за войны в Газе. Посмотрим с точки зрения простых домохозяек, какой это кукурузы им нужно и кто от этого выиграет.

Например, хайтековские компании США отказались поддерживать свой софт, проданный России. Ну, во-первых, мне как домохозяйке очевидно, что это вообще не санкция, а простой грабеж: люди что-то купили, уже заплатили деньги с расчетом на обслуживание купленного, а им говорят: “Будем обслуживать, когда ваш Путин вернет Крым Украине”, то есть когда рак на горе свистнет. Это примерно как я возьму в банке ипотеку, а потом заявлю, что платить по ней не буду, пока дирекция банка не свергнет правительство своей страны.

Но допустим, некоторые виды грабежа в наше время легализованы и Интерпол за ними не погонится. Кому они сделали хуже? Россия попользуется их программами, пока они работают без техподдержки, а потом выкинет – ведь и так на рынке софта новинки появляются каждую неделю, и чем дальше – тем дешевле. Не продаст США – продаст Китай (у которого США в долговой яме) или тот же Израиль. А вот себе компании Штатов заработали репутацию ненадежного политизированного партнера, с которым лучше не иметь дела, в нынешней нестабильной мировой ситуации. Какой фраер после этого будет покупать их программы – не знаю. Я не буду :))

Похожая ситуация с запретом на ввоз в Европу продуктов мясо-молочного животноводства с израильских “территорий” (для тех, кто не в курсе: “территории” – это земли, которые евреи вслед за Библией называют Иудеей и Самарией, арабы вслед за римлянами – Палестиной, а Гугл Мапс и многие другие пользуются фиговым листочком “Западный берег реки Иордан”). Дело в том, что евреи на “территориях” практически никакого мясо-молочного животноводства не имеют. Там расположено несколько крупных еврейских городов и несколько десятков более мелких поселков, практически все – городского типа. Есть несколько мелких сельхоз-предприятий, в основном разводящих кур на мясо и яйца и карпов в прудах. Их продукцию с удовольствием раскупит местный рынок. Есть также много виноградников, производящих элитные сорта вина – кабернэ, мерло и др. На них никто эмбарго объявлять не собирается :)))

Так что, несмотря на плач израильских “аналитиков” (а на самом деле – просто тоску по легитимации от Европы), вред Израилю от санкций близок к нулю. А вот Европа рискует остаться без израильского рыбного фарша (знаменитый “гефильте-фиш”) и отличного молочного шоколада фирмы “Элит”. Правда, у них есть свой швейцарский шоколад, ну и пусть его лопают, а мы с удовольствием расправимся с нашим :)) И с друзьями поделимся.

Это я еще не учитываю ответных санкций, а только прямое следствие их собственных. Зачем тогда им эти санкции? А кукуруза его знает. Наверное, очень хочется чувствовать себя крутыми, несмотря на то, что государственный долг превышает национальный валовой продукт на десятки процентов.

Вообще, эти санкции придумал какой-то добрый гений. Всемирная интеграция и глобализация уже изрядно успели напакостить человечеству. Достаточно взглянуть, что происходит в арабских странах, которым западный мир определил жалкую роль нефтяного придатка человечества. Массовый экспорт ценного и невосстановимого ресурса позволил истеблишменту этих стран на многие десятилетия забыть о необходимости технического и гуманитарного прогресса. А там, где нет прогресса – обязательно наступает деградация.

Кто сейчас помнит Ближний Восток времен Фирдоуси, Омара Хайама, Авиценны? Некоторые из этих стран уже скатились к самым неприглядным первобытным формам диктатуры мракобесия, часть других – на этом же пути, и только единицы (что интересно – ближайшие соседи Израиля: Ливан, Иордания и Египет) удерживают позиции относительной стабильности и защиты прав человека. Возможно, это связано еще и с тем, что в этих странах нет стратегических запасов нефти.

Если честно, я порадовалась за Россию, узнав о санкциях. В том, что сами “санкционеры” проиграют от этого гораздо больше, чем россияне, сомневаться не приходится. Но Россия могла бы и выиграть от этого – в стратегической перспективе. Перестав быть нефтяным и газовым придатком Европы, перестав получать из других стран базовые продукты питания, Россия могла бы перестроить свою экономику на самообеспечение и поднятие прибыльности собственных производств, начав зарабатывать не нефтью, а высокими технологиями и экспортом натуральной продукции сельского хозяйства (огромные территории позволяют обойтись без ГМО). Пока что, однако, я этого не вижу. Пока заключаются договора с другими поставщиками продуктов вместо выбывших, идут разговоры о импорте через Белоруссию и о “наказании США” через создание единой экономической (нефтяной) зоны с Китаем. Кукуруза его знает, кому это нужно.

К сожалению, моя страна, кажется, ведет себя не более умно. Вместо того, чтобы порадоваться санкциям и ввести ответные (например, запретить ввоз того же швейцарского шоколада, который конкурирует с нашим на внутреннем рынке), или хотя бы резко поднять таможенные пошлины, чтобы покупать свое стало выгоднее, чем импортное – мы плачем и подсчитываем убытки.  А ведь совсем недавняя история с египетскими поставками нефти и газа должна была бы научить нас, что санкции – очень полезная штука. Как говорят сетевики, “волшебный пендель”.

История началась, фактически, тогда, когда Израиль, захватив Синай, сразу нашел там месторождение нефти. И начал разрабатывать. Но тут подоспели Кемп-Девидские соглашения, и Синай вернули Египту, вместе с нефтью. Египет благосклонно согласился продавать нефть и газ Израилю. Однако террористические группировки не дали процветать этому сотрудничеству. Газопровод из Египта в Израиль был взорван более десяти раз, после чего – частично по техническим причинам, частично “в наказание за несговорчивость” с террористами, Египет сурово насупил брови и сказал, что намерен прекратить поставки энергоносителей Израилю.

Что сделал тогда Израиль? Не стал плакать и пытаться провести газопровод из Австралии. Потыкали тут, побурили там, и нашли собственные газовые месторождения на прибрежном шельфе. А когда хорошенько разобрались… то оказалось, что обнаруженные месторождения – одни из самых богатых на Ближнем Востоке. Так что в 2017 году примерно, когда выйдет на проектную мощность главное месторождение “Левиафан”, Израиль из импортера энергоносителей превратится в одного из крупнейших в мире экспортеров (только чтоб не вышло то, что случилось с арабскими странами…).

Но это еще не все. Лет пять назад еще было не очень ясно, насколько ценно открытое месторождение газа, поэтому страна начала активные поиски и в другом направлении – использовании “альтернативных” (а на самом деле, настоящих) источников энергии. Вдруг вспомнили о том, что Израиль – одна из самых солнечных стран в мире (до 350 солнечных дней в году в южных областях), и не использовать здесь солнце – просто преступление. Поставили в Негеве лабораторию для усовершенствования фотоэлементов (она уже близка к выпуску пластиковых нано-заменителей дорогих и громоздких кремниевых батарей), а пока закупили обычные технологии и шлепаем теперь солнечные батареи везде, где только можно: на крыши общественных зданий, школ, на электронные табло над автобусными остановками и пр. У кого есть собственный дом – может открыть на крыше электростанцию. Государственная электрокомпания будет скупать излишки электричества по приоритетным ценам, так что вложение в батарею окупается за 5-6 лет, а потом еще 20-30 лет батарея дает чистую прибыль.

Ну и еще несколько мелких проектов: ветряная электростанция на Голанских высотах, приливно-отливная и волновая электростанции у берега (себестоимость энергии – всего 2 цента за киловатт! Самая низкая в мире), навозная электростанция возле Хадеры, где много молочных ферм (а шо, пропадать добру?) и т. п. Короче, перекантовались без египетских милостей :))

Поймите меня правильно: мне не жалко картошки. И даже кукурузы :)) И против швейцарского шоколада, латвийских шпрот, норвежского лосося и китайского трикотажа я принципиально ничего не имею. Но мне очевидно, что для любой страны экономическая самостоятельность – это первостепенная ценность и превентивное условие для самостоятельности ментальной и политической. Страна должна заботиться о своем населении, о сохранении своего национального облика, своих ресурсов – тем более, невосполнимых. О развитии своего главного богатства – человеческого фактора. Можно довольствоваться тем, что есть, не влезать в долги, не становиться игроком чужих страстей. Можно знакомиться друг с другом – с рюкзаком за плечами и через “прицел” фотоаппарата, а не через биржевые графики и через мушку снайперской винтовки. Мы хороши и успешны уже тем, что это мы; а вы, соответственно – тем, что это вы. Пусть человечество наконец научится чему-то благодаря нынешним санкциям, и перестанет совать /свою кукурузу /свой нос в чужую тарелку.

А причем тут кукуруза, спросите вы?
А причем тут хрен?…

Шошана Бродская

 

919 Просмотров
3 комментария

3 комментария to “Сельскохозяйственное…”

  1. Александр Says:

    Как и у большинства журналистов – поверхностная, дилетантская статья из серии ” мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь” и ещё “слышал звон, да не знает где он”. Но амбиции автора видны.

    Интересно, как автор отличает овощи ГМО от не ГМО? На вкус – слишком субъективно. По бирке-этикетке? Сомнительно.

    И весь остальной текстовый винегрет аналогично. Смешение понятий, непрофессиональный подход к экономике.

    Раздражающая чушь с претензиями на анализ.

  2. admin Says:

    Следует отметить, что это статья не претендует на научный анализ, а лишь представляет видение на сложившуюся непростую ситуацию человека из народа, поэтому не заслуживает крепких словечек при ее оценке. Мнение неспециалиста, а их в обществе большинство, тем и интересно, что этак видятся обстоятельства представителем этого большинства.
    А если отдельные посылы автора не соответствуют действительности, то здесь самое место указать на них конкретно, объяснив читателю, как же на самом деле обстоят дела.
    Я ем картошку только раз в неделю по шабатам с селедкой, следуя ашкеназской традиции, привезенной из Союза и с удивлением прочел, что едим мы картошку ГМО. Хотя это не изменит моего отношения к продукту.
    Картошка здесь вкусна, главное надо уметь выбрать – какая для жарки, а какая для запечки или варки.

  3. Шошана Says:

    Вычислить ГМО можно по следующим признакам:
    1. Натуральный продукт обязательно имеет свой специфический запах, как правило заметный. ГМО не пахнет или практически не пахнет.
    2. Попробовать сварить без соли, сахара, специй и пр. Натуральный продукт все равно будет вкусным, у него свой специфический вкус. ГМО будет либо безвкусным, либо неприятным на вкус.
    3. У ГМО затруднено или сильно замедлено воспроизводство. То есть, если картошка начинает гнить раньше, чем прорастать – скорее всего, это ГМО.
    Конкретно с картошкой у меня есть еще такое доказательство, как год Шмиты (кстати, наступающий). Так как у верующих евреев есть проблема с плодами Седьмого года, то на овощах обычно пишут, когда они были собраны. Так я узнала, что картошку “шестого” года продают минимум до Песаха Седьмого года, то есть, она хранится почти год, не теряя внешнего вида. С натуральным продуктом такое невозможно.
    С другой стороны, я готова признать, что страсти вокруг “вредности” ГМО сильно преувеличены и тоже работают на чей-то бизнес. А также то, что, возможно, есть и натуральные сорта. В частности, в определенные сезоны появляются натуральные помидоры – отличаю по аромату.

Написать комментарий