Мар
25
Добрая фея


Dorrit Yacoby Доррит Якоби Слово «зона» всегда имело негативный налёт. И не важно, связано ли оно с местами содержания уголовников или политических заключенных, с секретными объектами или опасностью для жизни (в случаях экологически загрязнённых мест). В Израиле с этим словом мы также часто встречаемся. И если не принимать во внимание часто используемое израильтянами ивритское слово  со схожим звучанием («зона» – с ударением на «а»), то в словосочетании «промышленная зона» оно звучит исключительно  в положительном смысле, поскольку, с одной стороны, предполагает

возможность трудоустройства, а с другой –  гордость за свой город.  Вот и в Араде есть своя промзона, где наряду с десятками малых и больших бизнесов расположено также всемирно известное предприятие “Моторолла”.

Однако в последние годы промзона  в Араде стала приходить в упадок, а пустующие строения, по существу  огромные ангары, некоторые из которых площадью более 1000 квадратных метров, стали разрушаться, а предприимчивые соседи растаскивают их на «дрова».
   Чтобы окончательно не потерять свой фонд, владелец недвижимости в промзоне, компания “Промышленные строения” (“Мивней таасия”), совместно с муниципалитетом и фирмой экономического развития Арада и округа Тамар запустила в жизнь проект с библейским названием  “Эшет Лот” (жена Лота).  

Согласно проекту эти частично разграбленные помещения предоставляются в первый год бесплатно (и с освобождением от арноны) в пользование деятелям изобразительного искусства для организации галерей и художественных мастерских. В дальнейшем на аренду помещений будут заключаться   индивидуальные договора, а ремонт и их содержание каждый будет осуществлять за свой счёт. “Когда мы получили эти помещения, в них были только горы мусора высотой не меньше метра.

Ни сантехники, ни электропроводки, только грязные стены и зияющие  дыры в разбитых окнах”, – говорит координатор проекта Сара Фридман. Таким образом, умные дяди и тёти из “Мивней таасия” и муниципалитета смогли “убить сразу двух зайцев”: спасти  своё пропадающее имущество и облагородить промзону, так как одним из условий для участников проекта является обязательство безвозмездно создать скульптуру или скульптурную группу для парка, который расположится тут же рядом с галереями.

В Израиле это распространённое явление, корни которого, по всей видимости, лежат в Парке Тефен, построенном много лет назад в северной Галилее известным промышленником Стефом Вертхаймером. В этом индустриальном парке  садовые скульптуры окружают производственные здания, способствуя гармоничному симбиозу технического прогресса и искусства. Если удастся в Араде поднять этот проект, то город приобретёт другой облик и станет более привлекательным для многих туристов и не только тех, кто следует к Мёртвому морю или Массаде. Уже открыты шесть галерей, и шесть находятся в стадии ремонтных работ.

 В планах художников, прежде всего, работа над своими произведениями, однако большую долю этих планов составляют проведение семинаров и различных занятий в мастер-классах. В качестве экономической опоры этой деятельности надежды возлагаются на продажи оригинальных художественных изделий.  

 Первой в этой развивающейся “деревне художников” поселилась Доррит Якоби – художник с мировым именем.  Всего у неё  шестьдесят галерей по всему свету: в Азии, Южной и Северной Америке, Канаде, Европе. Перечислить все выставки в разных странах мира, участницей которых она была, не хватит газетной полосы. Её произведения приобретают не только частные коллекционеры, но и известные музеи разных стран: США, Канады, Германии, Японии, Кореи, Тайланда, Сингапура и Израиля (подробности на сайте художницы: www.geosities.com/dorrit_yacoby/index.html

После одной  из международных выставок, где Доррит представляла Израиль, её пригласили показать свои работы в Ватикане. Было это в 2000 году. Во дворце Ватикана для инсталляции её работ предоставили огромный зал, в котором  произведения Доррит разместили от пола до потолка. Перевезти такую выставку оказалось непростым  делом, т.к. общий вес картин превышал две тонны.

Работы, которые она создала в последние два года, не умещались в ее доме, и Доррит несколько месяцев тому назад обратилась к мэру с просьбой предоставить для ее работ помещение – с этого и начался проект “Эшет Лот”. Когда мы встретились с Доррит в ангаре, где она разместила свои работы, уже через несколько минут, находясь в окружении её картин, стало ясно, почему её пригласили в Ватикан. Мне почудилось, что я  в  храме. Но в храме, не принадлежащем ни одной из известных  конфессий.

Спустя пару дней,  находясь всё ещё под впечатлением этой встречи, мне удалось найти  определение этой необычной конфессии – женская душа. Да, это был храм. Храм женщины, который посредством  своих картин создала Доррит. При этом она сама  тонкая, тихая, скромная,  словно уставшая жрица. Не мудрено, если в каждую картину она перекачивает часть своей души – откуда силы?  Большинство ее полотен на один и тот же мотив: летящие птицы и летящая женщина.

На вопрос, почему только женщины и нет летящих мужчин, Доррит ответила, что в действительности это изображение души, а она, как известно, бесполая. Все её полотна – это частицы её жизни. Интересна техника, которой она пользуется. Здесь не только краски, но и физические предметы из её жизни – куски старого картона, обрывки упаковки, коврики, флажки, лоскутки материи, части разбитой посуды и прочее. То, что сопровождало её в повседневной жизни. Материалы, которые она использует, годами валяются во дворе её дома под дождём и солнцем.

И чем больше эти предметы истрёпаны жизнью, тем они для неё ценнее.  На одной из картин использованы перья из подушки. В этой связи Доррит вспомнила, что дочка в своё время укоряла её за эти перья, напомнив, что когда-то они принадлежали настоящим птицам, а она безжалостно смешала их на картине. Интересны её работы, в которых Доррит использовала соль с Мёртвого моря. При изменении влажности окружающего воздуха картины с солью меняют свои оттенки.

Если её галерея оставляет впечатление храма, то её комнату в доме, где она живёт, можно сравнить с лавкой  чудесных безделушек и украшений, созданных самой хозяйкой – волшебной феей. Среди прочего – книги, альбомы, картины и фотографии. Сейчас она работает над книгой стихов, в которой каждая поэтическая страница соседствует с иллюстрацией с её картин.

   Предисловие к книге написано старейшиной израильской политики – бывшим премьер- министром  Шимоном Пересом, а издана она будет на нескольких языках (иврите, английском, испанском и немецком)  в разных страх. Неподалеку от дома, где проживает Доррит с семьёй, на холме с видом на Мёртвое море, возможно, скоро будет построен музей для ее картин. Во всяком случае, уже есть разработанный немецкими архитекторами проект этого здания. Доррит Якоби, психолог по образованию, живёт в Араде 28 лет. У неё четверо детей и внуки, рисунки которых она бережно сохраняет.  (продолжение )
Григорий Нисенбойм
Фото автора
Еще о музеях Арада 

585 Просмотров
Комментарии (0)

Написать комментарий