Янв
6
Димона и Арад – опасные границы

Шокирующим было сообщение о том, что часть таблеток «Люголя», которые не так давно раздали в Димоне, хранились на складах до двадцати лет, в то время как срок хранения их не должен превышать трёх лет. И не случайно на упаковках таблеток отсутствуют данные о времени их производства. Ещё они сообщили, что опасной обычно считают зону в радиусе 30 км вокруг ядерного реактора, но в некоторых «ядерных» странах все 50 км. И эти зоны буквально напичканы средствами контроля, доступными для жителей этих зон. А у нас в Негеве почти сто тысяч людей проживают в тридцатикилометровой зоне, где такие средства контроля практически отсутствуют. Министерство экологии на их запрос сообщило: «Всё под государственным контролем, и не стоит беспокоиться». Усугубляют ситуацию и расположенные в этой же зоне химические заводы.

Мало того, что такой «букет» соседствует с Димоной, так ещё их окружают карьеры по добыче фосфатов. Свое беспокойство в этой связи выражает научный руководитель димонского отделения ассоциации «Ученые Юга» профессор Михаил Танклевский не понаслышке знакомый с переработкой фосфатов. Фосфаты имеют сложный химический состав и к тому же содержат уран. (В своё время Израиль преуспел в добыче урана из фосфатов, но сегодня это для государства не актуально.) В то же время продукция из фосфатов, в том числе и фосфатные удобрения его не содержат. Уран остается в отходах в виде ураногипса, входящего примесью в состав фосфорогипса. Именно по этой причине в Израиле фосфорогипс как строительный материал запрещён к использованию. При разработке фосфатов, несмотря на принимаемые защитные меры, в воздух попадает большое количество очень мелкой пыли, проникающей повсюду. Люди, работающие в карьерах, обнаруживают пыль даже в загерметезированных кабинах. Особенно сильно пылящим материалом является сухой фосфогипс.

Пыль черезвычайно мелкая и разносится ветром на большие расстояния, так что не только Димона, находящаяся в пяти километрах от карьера, получает свою долю, но и при определённых погодных факторах достанется Араду и даже Беэр-Шеве. На радиоактивный фон в целом это не оказывает существенного влияния, но при попадании частиц такой пыли в организм человека здоровью наносится огромный ущерб. И если, казалось бы, количество урана в среднем в фосфатах Негева невелико – 0,4 грамма на тонну породы, то при производстве в год двух миллионов тонн (а такова производственная мощность карьеров) в воздух могут попасть сотни килограммов урана в год. Жители Димоны страдают не только от этой пыли, но и от вредных выбросов в атмосферу химических веществ от близлежащих заводов, поэтому по ночам иногда нельзя открыть окна из-за жуткого запаха.

Уже много лет отделение ассоциации «Ученые Юга», располагающее квалифицированными специалистами, пытается наладить контакты с городскими властями, чтобы принять участие в разработке мероприятий по экологической защите, но, к сожалению, это не удается, а самостоятельно подобные вопросы решить не может. Да, не позавидуешь людям, живущим в таких условиях. Как горько пошутил один из слушателей упомянутого семинара, – похоже, что экологии в Димоне нет, как в свое время не было секса в СССР. Если принять эту грустную шутку в серьез, то, в отличие от Димоны, считается что в Араде экология как раз-таки да, есть и качественная.

Может быть, это действительно так. Однако в последнее время экологические тучи начали сгущаться и над Арадом. В свое время мы писали о том, что существует проект добычи фосфатов открытым способом на территории площадью около десяти квадратных километров, расположенной к югу от шоссе № 31 – напротив парка «Хуршат Ран». Эта территория, центр которой находится в пяти километрах от ближайших жилых кварталов микрорайона Гивим, примыкает к промышленной зоне Арада и входит в муниципальные границы города. Добыча фосфатов там признана очень рентабельной, поскольку фосфаты на этом участке залегают слоями, начиная от поверхности земли и вглубь до тридцати метров. Фосфаты – скальная руда, поэтому породу вначале взрывают на небольших участках. Затем ее измельчают, обогащают, после чего ковшовыми механизмами загружают в автотранспорт. И все это на открытом для ветра пространстве.

Совсем недавно достоянием гласности стала информация о том, что последние формальные препятствия на пути к осуществлению этого чудовищного проекта устранены. В связи с этим в Араде образовалась инициативная группа, организующая движение протеста против его реализации. Была проведена встреча с руководством города и представителями заинтересованных сторон.

Мэр Арада д-р Моти Бриль пообещал в своих действиях ориентироваться на мнение большинства жителей города. Было решено сторонам дать время для подготовки к встрече с жителями города, которая запланирована на середину января. В рамках этой подготовки группа протеста собирает подписи горожан не согласных глотать пыль с урановой добавкой. Помимо этого, члены инициативной группы проводят разъяснительные встречи.

На одну из таких встреч в Институт прогрессивных исследований (ИПИ) Арада пришли лидеры этой группы Дов Фонио и доктор химии Эли Орлев. В своём выступлении они, в частности, отметили, что проектная мощность карьеров в Араде предусматривает в процессе переработки породы перемещение до 40 тыс. тонн породы в день. Они призывают не верить аргументам, приводимым защитниками этого проекта в пользу его осуществления. Если не остановить этот проект, то
нетрудно себе представить будущее города. Не случайно в ивритоязычных средствах массовой информации появилось образное определение возможной перспективы Арада: «открытие карьера будет последним гвоздём в крышке гроба для будущего нашего города».

В 20км от Таллина есть город Маарду, который в свое время был выстроен вокруг крупного химического завода, добывающего и обрабатывающего фосфаты. У нас же, наоборот, возле уже существующего города Арада, с ярко выраженной уникальной курортной зоной, намереваются и очень серьезно построить открытый карьер по добыче и обогащению фосфатов. А ведь производства, связанные с обработкой фосфатов, относятся к вредным настолько, что на упомянутом заводе в Маардау в некоторых цехах к концу смены на работницах прямо на теле расползались капроновые чулки.

Раньше уже не раз приходилось слышать о том, что, возможно, строительство Арада в этом месте было большой экономической ошибкой. Но, как известно, на ошибках учатся, а не повторяют их из раза в раз.

Григорий Нисенбойм
Почитать еще:

Очередная отсрочка – тоже решение
«Фенита ля …» трагедия?
“Фосфатная демократия”
«Раньше думай о Родине, а потом о себе»
Ветчина без урана вкусней, но главное – полезней
Фосфаты: за и против
Труба зовет!
В преддверии важных свершений
Высокий старт супермарафона

1 627 Просмотров
Комментарии (0)

Написать комментарий