Янв
17
Труба зовет!

Добыча фосфатов Негева
Фосфаты – минеральное сырье, служащее преимущественно для получения химических удобрений. После промывки и измельчения добытые фосфаты поступают для производства фосфорной кислоты, суперфосфатов и комплексных удобрений. Начало промышленному освоению минералов в нашем регионе было положено ещё во времена британского мандата. В Израиле производством этих удобрений занимается фирма «Ротем Амферт Негев», дочерняя компания “Израильских химических предприятий”. Эта фирма осуществляет разработку месторождений и весь комплекс работ – от добычи сырья до выпуска конечной продукции.

Ближе всех к промышленному комплексу заводов фирмы « Ротем Амферт» находится Димона, но и до Арада не более двух десятков километров. Фосфорные удобрения к настоящему времени и в обозримом будущем заменить пока нечем. В то же время их потребление из года в год растёт во всём мире. Объем сбыта химикалий утроился за последнее десятилетие и составил около 14% всей промышленной продукции Израиля. На этом фоне просто бедой для отрасли является то, что запасы фосфатов на безлюдных площадях, отведенных для их добычи, практически истощились.

Промышленники обратились к государственным органам за разрешением на добычу фосфатов открытым способом на новой площади размером тринадцать квадратных километров и сроком на тридцать четыре года. Эта зона, получившая название «Сде Барир», расположена к югу от шоссе № 31. Фосфаты на этом участке залегают слоями, начиная от поверхности земли и до тридцати метров вглубь. Проектная мощность предусматривает перемещение 30 – 40 тысяч тонн породы в день (!). Вот тут- то собака и зарыта.

Покой нам только снится
Центр зоны, на которую претендует фирма « Ротем Амферт», находится на расстоянии пяти километров от жилой части города Арада (район Гивим), а её ближний край – на расстоянии трёх от городской промышленной зоны. Фосфаты – скальная руда, поэтому породу вначале взрывают на небольших участках. Затем ее измельчают, обогащают, после чего ковшовыми механизмами загружают в автотранспорт для отправки на заводы «Ротем Амферт». И все это на открытом для ветра пространстве.

А теперь – внимание!
Фосфаты имеют сложный химический состав и к тому же содержат уран. (В своё время Израиль преуспел в добыче урана из фосфатов, но сегодня это для государства не актуально.) В то же время продукция из фосфатов, в том числе и фосфатные удобрения его не содержат. Уран остается в отходах в виде ураногипса. При разработке фосфатов, несмотря на принимаемые защитные меры, в воздух попадает большое количество очень мелкой пыли, проникающей повсюду. Люди, работающие в карьерах, обнаруживают пыль даже в загерметизированных кабинах. Если этого мало, то вот еще информация, в свое время публиковавшаяся в нашей газете. По оценкам Научного комитета ООН по действию атомной радиации добыча и использование фосфатных руд обуславливает техногенное повышение естественного радиационного фона.

Облучение населения происходит вследствие выбросов радионуклидов семейства уран-238 в окружающую среду из фосфатных руд при их добыче, использовании фосфатных удобрений и сопутствующих руде продуктов и отходов, прежде всего, в производстве строительных материалов. Специалистам известно, что при промышленной переработке фосфатов, связанной с пересыпкой, складированием, измельчением и обжигом руды, в воздух выбрасываются радий-226, полоний-210 и свинец-210. А вот о чем говорят данные финских ученых, обследовавших залежи фосфатов в различных регионах мира. Оказывается, фосфатная руда в месторождении Арад обладает самой высокой удельной радиоактивностью не только в нашем регионе, но и одна из самых высоких во всем мире!

Активность радия (Ra-226) в ней – 1750 Бк/кг (Беккереля на 1 кг). Только залежи руды во Флориде приближаются к этим показателям – 1500 Бк/кг, тогда как в Сирии – 1300 Бк/кг, Египте – 1200 Бк/кг, Казахстане (Кара-Тау) – 1150 Бк/кг и т.д. Дочерним продуктом распада радия (Ra-226) является радон(Rn-222). Радиационный риск от самого радона (Rn-222) ограничен. Однако газообразный радон превращается в коротко живущие радиоактивные твердые вещества. Эти продукты быстро соединяются с аэрозолями и частицами пыли в воздухе и могут при дыхании попадать в легкие и оседать в них, вызывая повреждение легочной ткани. С учетом этого в директиве Совета Европы (96/29 EURATOM от 13.05.96) заложены специальные положения, касающиеся источников природной радиации, таких, как, например, фосфаты.

Спасение утопающих – дело рук самих утопающих
Три года назад жители Арада сказали «НЕТ!» разработкам фосфатов на территории, прилегающей к городу. В то время движение протеста возглавил житель Арада Дов Фонио, который вместе с помощниками организовал и собрал почти шесть тысяч подписей под петицией протеста. Свое «НЕТ!» горожане выразили дважды – на общегородском собрании, которое проходило в кинотеатре «Орон», и при телефонном опросе (88% жителей против и только 12% за открытие карьера), организованном муниципалитетом Арада. За исключением одного воздержавшегося такое же решение было принято всеми членами горсовета.

Остановить намерения промышленников компании «Ротем Амферт Негев» удалось не только потому, что добрая часть площади, на которую они посягали, находится в муниципальных границах, но и не в последнюю очередь (а то и в первую) потому, что почти на всей этой площади в незаконных поселениях проживают тысячи бедуинов. Уже тогда было ясно, что замораживание проекта – это очередная передышка в противостоянии интересов и ожидания лучших времен со стороны «Ротем Амферт Негев». За прошедшие три года произошла смена ключевых чиновников в цепи принятия решений, от министров и до мэра города Арада. К тому же были уволены все члены горсовета. И в декабре текущего года вопрос вновь возник в тех же ипостасях и с такой же опасностью для жителей Арада.

Дело в том, что есть решение создать деревню Эль Фура рядом с арадским парком Хуршат Ран и переселить туда бедуинов, расплодившихся на фосфатозлачных площадях. С одной стороны, этим их лишат занятости, связанной с потерей пастбищ для скота, а с другой, – им на голову будет сыпаться пыль с тех же площадей, но уже заряженная вредными для здоровья составляющими. В региональной газете «Ацви» стали появляться заметки интересантов со старыми сказочками, что только фосфаты обеспечат достойное будущее городу, а беспокойства по поводу разрушения экологии окружающей среды, а тем более создание угрозы здоровью граждан, безосновательны.

Нам, жителям города, и без научных обоснований должно быть ясно, что если откроют карьер, под угрозой окажется благополучие города и, прежде всего, здоровье его жителей. И про Арад как мировой центр лечебного туризма можно будет забыть. Опасность еще заключается в том, что руководители большинства местных советов (судя по событиям трехлетней давности), входящих в состав упомянутой выше комиссии, как не странно (но можно догадаться почему), заинтересованы в открытии карьера «Сде Барир».
Итак, труба зовет! Настало время обеспокоенным горожанам вновь выразить свой протест по этому поводу. Желающие примкнуть к движению протеста могут обратиться (на иврите) к Дову Фонио по телефону 0524666056

Григорий Нисенбойм

Почитать еще:
Очередная отсрочка – тоже решение
«Фенита ля …» трагедия?
“Фосфатная демократия”
«Раньше думай о Родине, а потом о себе»
Димона и Арад – опасные границы
Ветчина без урана вкусней, но главное – полезней
Фосфаты: за и против
В преддверии важных свершений
Высокий старт супермарафона

1 846 Просмотров
Комментарии (0)

Написать комментарий