Ноя
8
Белые одежды

Автор: Шошана Бродская

израиль медицинаВ последний месяц, наполненный трагическими событиями, в прессе неоднократно проскальзывали сообщения о том, что врачи-арабы, в том числе хирурги, спасали евреев, раненых в терактах. Сообщения эти дышали благодарностью к врачам, для которых “клятва Гиппократа”, на удивление, оказалась важнее национальной (а возможно, и религиозной) солидарности с убийцами против ни в чем не повинных граждан своей страны. Действительно, достойно восхищения!

Были и сообщения другого типа. О том, что персонал еврейских больниц спасает арабов-террористов и членов семей откровенно враждебных Израилю администраций “палестинской автономии” и сектора Газа; спасает раненых сирийских боевиков, которые отрицают право Израиля на существование. Спасает бесплатно, хотя большинство этих людей не имеют израильского гражданства и соответствующих страховок. Эти сообщения имели совсем другую коннотацию. “Зачем мы спасаем своих врагов?!” – звучало между строк. – “Какая глупость со стороны государства!”

Мне как гражданину хочется верить, что любой человек, который пересек порог израильской больницы, тем более – на носилках, в глазах всех без исключения сотрудников этой больницы – только человек. Не араб, не еврей, не террорист и не жертва террора – человек. Страдающее человеческое существо, которому врач (медсестра, санитарка…) может помочь. Если отношение врачей будет другим, это будет катастрофа.

Но я осознаю, что есть и другая точка зрения – противоположная. Точка зрения раненого в теракте и его близких, и просто еврейских граждан. Они не связаны “клятвой Гиппократа”, и не имеют никаких специальных оснований относиться к врачу, в руках которого оказалась жизнь близкого человека, как к “абстрактному эскулапу”. Они хотят быть уверенными, что их близкий не будет убит под скальпелем, с формулировкой “не удалось спасти”, не оставляющей шансов даже на расследование. Они хотят быть уверенными, что если, не дай Б-г, случится теракт и они пострадают, и рядом окажется государственное медицинское учреждение – как это случилось недавно в Старом городе Иерусалима, то находящиеся там медики немедленно бросятся им на помощь, а не станут демонстративно медлить, выказывая сочувствие террористу.

Это не маразм и не шитье “дела врачей”; это простой человеческий страх, основанный на трагических событиях последнего месяца. К сожалению, этот страх далеко не беспочвенен, с учетом все более обостряющегося межнационального конфликта внутри самого Израиля – между еврейской и арабской общинами израильских граждан. Основанием ему служит тот факт, что количество арабских врачей в стране растет, а количество врачей-евреев неуклонно уменьшается.

Немного статистики
Согласно прогнозам израильского Минздрава, сделанным в 2012 году, к 2020 году количество врачей в Израиле, имеющих право на медицинскую практику (“ришайон”), уменьшится почти на четверть по сравнению с 2006 годом и составит 2,73 на тысячу населения (в 2006-м году на тысячу граждан приходилось 3,53 врача). Этот прогноз основан на количестве новых удостоверений врача, выдаваемых в год, и количестве врачей, которые, ориентировочно, оставят медицинскую практику по достижении среднего пенсионного возраста – 65 лет. Причем, в Тель-Авиве на каждую тысячу граждан приходится 4,4 врача, а на периферии (север и юг) – 2,2 врача (это данные за 2008 год). Такое впечатление, что на периферии люди болеют в 2 раза меньше (может, так оно и есть?..). В еврейских поселках Иудеи и Самарии на 1000 человек приходится всего половина врача (0,5). Похоже, там самый здоровый воздух…

Очень большое число израильских врачей, более 3,5 тысяч (около 11% от общего числа врачей), постоянно проживают заграницей – видимо, ведя там частную практику. Почти все эти врачи – евреи, выходцы из европейских стран или США, получившие медицинское образование в университетах Европы. Как правило, это врачи, которые не получили в Израиле удостоверение узкого специалиста (“теудат-мумхе”), дающее очень существенную прибавку к зарплате. Но и среди специалистов таких много. В частности, заграницей находятся 27% (!) специалистов по детской неврологии, 12% анестезиологов, 9% психиатров и 8% педиатров.

В Израиле отчаянно низкое количество молодых узких специалистов, и катастрофически высок процент специалистов в возрасте 65+, которые вот-вот выйдут на пенсию. Такая же картина и среди общего числа врачей: только 22% практикующих врачей в Израиле – младше 40 лет, и 78% – старше. Это значит, что если тенденция сохранится, то через 25 лет количество врачей в стране сократится в 4 раза. А учитывая, что в больницах и прочих тяжелых и “авральных” местах (служба скорой помощи и пр.) минимум половина персонала – относительно молодые врачи (до 45 лет), израильское общество почувствует эту катастрофу еще намного раньше. Уже сейчас 19% врачей-мужчин и 10% врачей-женщин работают более 60 часов в неделю – проще говоря, на износ.

На данный момент израильскую медицину спасает массовая репатриация из СНГ после развала Советского Союза: из всех израильских врачей еврейского сектора более трети (36%) – врачи, репатриировавшиеся в 1989-1999 годах, а всего по данным на 2008 год репатрианты из СНГ составляли 41% всех практикующих израильских врачей (более 8,8 тысяч человек). Для сравнения: коренных израильтян среди израильских эскулапов только 34,5%. Только 35,7% израильских врачей получили академическую степень в Израиле.

Одна надежда – на арабов
В 2008 году арабов среди израильских врачей было всего 9,6%, из них половина работали в поликлиниках. Процент врачей-специалистов среди арабов был еще ниже: 5,4% от всех врачей-специалистов. Только 23% из них получили медицинское образование в Израиле; тем не менее, работать они предпочитают именно в Израиле, а не в странах, где получали диплом (Восточная Европа, СНГ, Иордания и пр.). Только 106 израильских врачей-арабов работают заграницей (против 3,474 врачей-евреев, данные на 2008 г.). Это были данные Минздрава на 2008 год.

А вот более свежие данные (TheMarker за 2013 год): среди студентов медицины 22% – арабы. Это примерно равно их проценту среди граждан Израиля. Казалось бы, замечательно! Раньше была некая дискриминация (скорее всего, неумышленная – арабам действительно сложнее сдать психометрию, учитывая 2 чужих языка, иврит и английский, вместо одного). А теперь все выровнялось. Можно начинать фестиваль дружбы народов.

Но есть и более интересные данные. Они основаны на исследовании врача-араба из Нацерета Мухаммада Битара (2012 г.). Битар утверждает, что на момент написания его книги 35% израильских врачей составляли арабы (среди фармацевтов этот процент вообще фантастический – 65%). По-видимому, автор исследования TheMarker не учел тот известный факт, что львиная доля арабов, которые учатся на медицину, делают это не в Израиле – преимущественно в Иордании, а также в Латвии, Чехии, Румынии, СНГ. И в отличие от своих коллег-евреев, которые уезжают учиться заграницу, не остаются там, а возвращаются в страну. Кроме того, Битар включил в свою статистику друзов, а TheMarker, видимо, нет. Возможно также, что г-н Битар несколько преувеличил цифры; но даже с учетом этого, они впечатляют.

Арабы, пишущие на эту тему, утверждают, что причин такого бума медицины в их общине три: традиционный престиж медицины в арабском мире (вспомним – Авиценна, Аль-Бируни, Ибн-Рушд…), трудность трудоустройства в Израиле по другим специальностям и банальное “все так делают”. В смысле – в общине убеждены, что это для араба чуть не единственный путь в академические круги. Возможно, они правы, а может, это преувеличение; нам сейчас важно не это, а то, что через 10-15 лет, когда выйдут на пенсию “русские” врачи, приехавшие с “большой алией”, евреев среди израильских врачей почти не останется.

медицина Израиль харедим

Даешь храм науки!

Почему евреи не идут в медицину?
Основных причин тому две: армия и психометрия.
Моя племянница с детства мечтала быть врачом. Зная, какие высокие требования предъявляет эта специальность, она очень старалась хорошо учиться, брала уроки у репетиторов по основным предметам и отлично сдала “багрут”. Но после этого ее забрали в армию. Демобилизовавшись через 2 года, она попыталась сдать психометрию на медицину, но знания были уже не те, и она прошла только на фармацевта. Пересдавать через год означало еще на год откладывать создание семьи. И она выбрала отказ от своей мечты.

Таких юношей и девушек, как моя племянница, в Израиле – тысячи. Большинство из них даже не пытает своего счастья, а изначально выбирает специальность с высокой реальностью прохождения психометрии, или идет в колледжи, где психометрию сдавать не нужно – но и специальность врача получить невозможно.

Армия отнимает у еврейского юноши 3 года, у девушки – 2 года. Учитывая, что учеба на врача берет еще 7 лет, и интенсивность этой учебы такова, что сочетать ее с созданием семьи практически невозможно, даже те гениальные юноши и девушки, которые за время службы не забудут программу психометрии, десять раз подумают, прежде чем решат отдалить еще на 7 лет простое человеческое счастье. Особенно это касается религиозной молодежи, для которой относительно раннее создание семьи – норма и ценность.

Отдельно стоит упомянуть проблему “харедимной” молодежи. Среди светских бытует убеждение, что “харедим” не идут в медицину потому, что не хотят учиться в университете. Это не так. Во-первых, тысячи “харедим” учатся в университетах, и с каждым годом эта цифра растет. Во-вторых, есть специальные религиозные институты – отдельно для юношей и отдельно для девушек, где можно получить ученую степень. Но ни один из этих институтов не готовит врачей, и этому есть причина.

Причина заключается в том, что экзамены на поступление в медицинский вуз и само обучение на медицину в Израиле включает в себя темы, которые для “харедим” обозначаются словом “кфира” – отказ от основ веры. Это прежде всего теория Дарвина и еще некоторые недоказанные теории, от которых передовая западная медицина уже давно отказалась как от базы своих профессиональных знаний, но в школе их по инерции еще преподают.

Разумеется, что в “харедимных” учебных заведениях, даже в колледжах, где сдают “багрут”, не учат детей, что человек произошел от обезьяны. Как раз наоборот: в еврейской традиции есть упоминание о том, что именно обезьяны произошли от некоторой категории людей. Это, конечно, мидраш, но посмотришь на кое-какие явления в человеческом сообществе – и невольно проникнешься глубиной его смысла…

Так что путь в израильскую медицину представителю ультраортодооксальной общины на данный момент совершенно закрыт. Практикующие сейчас в Израиле “харедимные” врачи – это либо “баалей тшува”, которые успели отучиться до того, как стали религиозными, либо “хуцники” – люди, получившие медицинское образование в странах, больше уважающих убеждения своих граждан.

Тем временем, удельный вес “харедим” в израильском обществе неуклонно растет. Если в общем населении страны доля “харедим” равна примерно одной пятой, то среди учеников первых классов их доля приближается к трети. И если во всех других областях неумолимые социо-экономические законы толкают “харедим” к трудоустройству и включению в хозяйственную жизнь страны, так что истерика о “скором развале экономики от избытка тунеядцев” не имеет под собой фактического основания, то с медициной ситуация патовая.

Заключение
Мне бы меньше всего хотелось, чтобы эту статью поняли или представили как очередной “шовинистский наезд”, попытку очернения арабского сектора израильских граждан. Я прекрасно понимаю, что в том, что арабы массово рвутся в медицину, нет с их стороны никакого “злого умысла”, и радуюсь, что они наконец-то нашли себе нишу для получения высшего образования и выхода в академические круги. Более того: именно арабский сектор в Израиле – самая слабая часть общества в смысле уровня медицинского обслуживания, во многих деревнях нет минимальной поликлиники, а от центра Галилеи или Негева до ближайшей больницы – час и больше езды на машине.

И было бы замечательно, если бы квалифицированные арабские кадры смогли исправить это положение, организовав современные медицинские центры в местах компактного проживания своей общины. Ведь очевидно, что арабоязычным гражданам комфортнее обращаться к врачу-арабу, точно так же, как “русским” репатриантам комфортнее обращаться к русскоговорящему врачу.

Было бы, наверное, замечательно, если бы наши народы могли допустить эдакое разделение труда в соответствии со своими склонностями: евреи – программисты, арабы – врачи. Очевидно, что у каждого народа есть своя особенность ментальности и психики, которая делает для него приоритетной ту или иную специальность. Если бы это было возможно, наша страна добилась бы гигантских успехов в обеих областях.

Но, к сожалению, есть факторы, игнорирование которых сейчас может привести в будущем к непредсказуемым последствиям. Это растущее напряжение между еврейской и арабской общинами страны, подогреваемое именно академическими арабскими кругами, к которым принадлежат и выпускники медицинских вузов. Излишне напоминать, что именно к этим кругам принадлежат “главные провокаторы страны” – депутаты арабских партий Кнессета. А последняя “интифада ножей”, в которой участвовали арабские подростки и даже дети, в том числе граждане Израиля, показала, что в следующем поколении будет только хуже.

Смогут ли наши дети и внуки обратиться за медицинской помощью в своей стране, не боясь, что врач отнесется к ним предвзято? Можно ли быть уверенным в том, что врач или медсестра, надевая белый халат или зеленую робу хирурга, оставят за пределами больничных покоев все свое воспитание, все стигмы, которые десятилетиями вбивали им в головы?
Возможно, это вопросы женщины-паникерши. Не спорю. Но все же, мне (и тысячам таких, как я) было бы комфортнее, если бы наше правительство немедленно приняло меры по исправлению опасного перекоса в израильском здравоохранении.

Например:
1. Предоставило бы безусловную академическую отсрочку от призыва на срочную армейскую службу всем абитуриентам медицинских факультетов. По окончании учебы, дало бы возможность молодым специалистам отслужить по специальности с зачетом лет службы в годы ординатуры (специализации).

2. Облегчило бы в разумных пределах психометрический экзамен на медицину или снизило бы проходной балл, чтобы исключить абсурдную ситуацию, при которой мы отсеиваем и не пускаем в медицину талантливых молодых людей в собственной стране, чтобы потом набрать в ряды врачей целую армию выпускников иностранных вузов на порядок более низкого уровня, чем израильские. Ведь очевидно, что для успешной врачебной практики гораздо важнее не багаж знаний и умений абитуриента перед поступлением, а уровень полученных им знаний и навыков в процессе изучения профессии, доступ к научно-исследовательской работе высокого уровня.

3. Убрало бы из обязательных программ обучения на медицину околонаучные теории, не имеющие прямого отношения к качеству медицинских услуг и вступающие в идеологический конфликт с еврейским религиозным мировоззрением. Это откроет путь в медицину тысячам юношей и девушек “харедимного” сектора.
Для того, чтобы это произошло, правительство всего лишь должно озаботиться тем, что будет в стране через 10-20 лет…
Чего я ему (правительству) от души и желаю.

359 Просмотров
8 комментариев

8 комментариев to “Белые одежды”

  1. тамара Says:

    Все правильно написано в статье—–но есть еще одна причина нехватки врачей и долгое время ожидания…Ставок врачебных НЕТ…..Мы живем в 1970 году и все эти годы ничего не менялось..Те кто хочет поступать на медицинский факультет–прекрасно видят как работают врачи в больницах…Они должны брать по 8-9 дежурств чтобы что-то заработать…–а это значит что ты учился 7 лет —прошел этмахут и ЖИВЕШЬ в больнице….Иначе ты будешь зарабатывать как водитель….Базис врача—5 тыс шек.Это еще одна причина по которой не идут в медицину….Есть еще один очень важный фактор—на последнем курсе делают американский ришаньен и уезжают за рубеж—-и из 200 выпускников израильских вузов–остается мизер —да и тот не хочет идти в поликлинику или в больницу—–Делают тат этмахут по узким специализациям –типа ухо –горло -нос …..кардиология и сидят в частных клиниках …Поэтому мы имеем врачей арабов из Иордании …Сирии.. Никто не преуменьшает их знания —но я предпочла бы лечиться у врача еврея….что практически сейчас становится невозможным…Посмотрите на поликлинику Клаллит в АРАДЕ—–остался один врач к которому можно пойти спокойно….все врачи арабы—-детские врачи –арабы….семейные врачи —арабы….Это тоже не очень привлекательно…Проблем в медицине много—годами ничего не меняют —министры дилетанты и отсюда все вытекает…

  2. Шошана Says:

    Спасибо, Тамара, за важное дополнение. То, что базовая зарплата врача – 5 тысяч, было для меня шоком. По всем статистическим данным и отчетам Минздрава, которые я смотрела при написании статьи, врачи с начальной квалификацией зарабатывают порядка 15 000 шек. в месяц, а мумхе – от 25 000 и выше (это в государственном секторе; в частном еще выше). Интересно, откуда берутся эти отчеты?

  3. admin Says:

    Шошана, высший пилотаж! Спасибо.

  4. admin Says:

    По поводу отсрочек.
    Существует ведь программа “Атуда”. Мой сын на средства армии окончил университет, при материальной поддержке сопутствующих расходов (оплата общежития, ноутбук…), после чего служил 6 лет по специальности, полученной по согласованию со спонсором. Наверно и для медиков есть, что-то подобное.
    По п.3 – зачем убирать теорию Дарвина, правильней дополнить еврейским, читай религиозным мировозрением.
    А непроверенные данные грешат эмоциональностью, поэтому доверяй, но проверяй!

  5. тамара Says:

    Что касается оплаты басиса врача—-абсолютно точно.Зарплата набирается или дежурствами в больнице или если это семейный врач—колличеством больных старше 65 лет…Расчет очень сложный –но басис копеечный…Есть еще одна причина нехватки врачей на переферии—это незаинтересованность правительства….Надо каким-то образом сделать эту профессию привлекательной…Для этого надо создать условия при которых врачи с центра будут заинтересованы переехать на переферию—-а именно—-снизить налоги…подумать о частичной оплате жилья….и люди поедут…Теперь что касается университетов—арабским детям дают массу льгот при поступлении—не такой высокий багрут….больше времени при сдаче экзаменов …резервируют места при поступлении—–то чего не имеет еврейский ребенок….Это тоже надо принимать во внимание…И еще —для престижа врача надо много чего сделать…Смотрите дети преподавателей университетов имеют право получить 1 и 2 степень БЕССПЛАТНО……что имеют дети врачей—-ничего кроме того что не видят родителей сутками…Медицину в ИЗРАИЛЕ превратили в ШИРУТ—к врачу относятся как к пкиде в СЕЛКОМ…..Если ничего не поменяю —через пару лет останется медицина для туристов—а для граждан страны—только ОЧЕРЕДИ…..

  6. admin Says:

    Печальная картина и я, как и многие в ней, пострадавший статист. Только одно уточнение необходимо вбросить. Не медицина в Израиле …овно, а здравоохранение!

  7. Шошана Says:

    Уточнение правильное:))
    По поводу атуды – у меня мало данных, но такое впечатление, что из-за нехватки средств или чего-то другого ее дают далеко не всем, кто хотел бы. Поэтому я написала “безусловная отсрочка”. Моя племянница, например, ее не получила. Армия делает глупость, беря на себя все финансовые заботы о студентах, получивших отсрочку, из-за чего “атуда” превращается в тяжелое финансовое бремя для армии. Ведь эти ребята и так хотели изучать эту профессию и были готовы платить за это. Если бы речь не шла о денежных обязательствах, можно было бы давать на порядок больше отсрочек и на порядок больше еврейских детей смогли бы получить высшее образование. А служить бы пошли на несколько лет позже, ну и что? Зато с нужной армии специальностью. Исход любой войны уже давно решает не “пушечное мясо”, а специалисты.

  8. правдолюбец Says:

    Шошана,ты выбрала очень нужную тему.Да в Араде много врачей арабов,плохо это или хорошо.
    За примерами не надо ходить далеко у меня,как и у многих моих друзей врач кардиолог в Беер Шеве
    бедуин,получивший образование за границей.Это оперирующий хирург-кардиолог,он лучший врач в
    округе и у него много наших лечатся.Мой врач стаматолог в Араде,бедуин с отличным образованием,
    с большой практикой.Значит врач,давший клятву Гиппократа, обязан быть врачом для всех.
    Теперь об отношению к врачам в Израиле,как и в России существует принцип;педики и медики живут
    хуже всех.Что такое базовая зарплата 5 тыс. шекелей,это нищенство,причем здесь именно видна
    “забота” государства о здравоохранении.Посмотрите кто в последние годы были министрами в этой
    сфере,были и религиозные и не религиозные,которые к медицине не имеют никакого отношения.Мы
    вспоминаем о врачах в критические моменты жизни страны,о них надо помнить ВСЕГДА.

Написать комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.