Май
15
Беспокойные среди нас

Так повелось, что государство Израиль недостаточно (мягко говоря) уделяло внимание гражданам, пережившим Катастрофу. По этому поводу есть много публикаций в прессе, в которых некоторые авторы говорят о том, что всему виной был ошибочный подход отцов-основателей еврейского государства, считавших происшедшее в ту пору проявлением слабости евреев Европы. Было принято уподоблять жертв Катастрофы овцам, которые безропотно шли на бойню. Как следствие – в израильском культурном наследии практически не находится достойного места людям, пережившим кошмарные годы.

Этот недостаток можно заметить в литературе, драматургии, в кинематографе и в других видах израильского искусства. Тем не менее, ежегодно и всенародно отмечали День памяти жертв Катастрофы. Позднее, когда стало невозможным продолжать умалчивать и не замечать фактов и свидетельств сопротивления, оказываемого палачам, к наименованию дня памяти добавили “и героизма европейского еврейства”. А спустя годы память о жертвах и героях тех дней нашла отражение в названиях улиц израильских городов и немногочисленных памятниках.

Вначале был камень
Однако всегда были люди, которым эта тема не давала покоя, и они считали долгом внести личную лепту в увековечение памяти о трагических и героических днях Холокоста. Волею судеб двое из таких беспокойных после репатриации оказались в Араде. Первым здесь поселился уже в то время пожилой человек Ошер Зусевич, приехавший в 1990 году из Украины.
Лишь спустя десять лет, с созданием амуты, предназначенной для мобилизации средств на возведение памятника, его чаяния начали воплощаться. Руководство города приняло решение выделить в районе, прилегающем к центру Арада, площадь небольшого размера, ограниченную с одной стороны стеной школьного здания, и объявило конкурс на проект памятника.

Вначале был камень, заложенный на месте будущего памятника. К этому времени в Арад из Бишкека переехал скульптор Владимир Зухин, который уже давно начал воплощать в художественных образах трагедию еврейского народа. Еще в начале девяностых Владимир стал создавать «трагические фигуры» – работы в малой пластике, посвященные Катастрофе. Стиль, в котором он создавал и создает подобные работы, сам автор характеризует как «надрывный». В 1998 году, участвуя в тематической выставке в Бишкеке, Зухин продемонстрировал восемнадцать своих работ, в которых воспроизведены персонажи трагедии ХХ века.

Кроме прочего, до переезда в Израиль Владимир создал несколько памятников с патриотической тематикой, установленных в различных городах бывшего СССР. Имея такой опыт, он выиграл конкурс в Араде и взялся за дело, опираясь на образы, ранее запечатленные им в малой пластике. Забегая вперед, отметим, что всю работу по возведению памятника Зухин сделал из бетона своими руками в дар городу. Александр Байнов, Олег Копьев и Анатолий Шварцер так же, как и сам автор, на волонтерских началах оказали ему физическую помощь при установке памятника.

Неожиданная корректировка
Первоначально задуманный комплекс должен был состоять из двух отдельных скульптурных композиций, выполненных из бетона. Одна – в виде барельефа на доске размером 2х3 метра, посвященная шести миллионам евреев, погибшим в Катастрофе (образное содержание – «душ смерти», в котором гибнут люди), а другая – объемная скульптурная группа такой же высоты, посвященная узникам гетто и концлагерей. В начале по проекту в 2002 году был установлен барельеф. Не успев вдоволь испытать чувства удовлетворения от воздвигнутого, команда Зухина столкнулась с непредвиденным. «Свято место пусто не бывает», и на стене школы, ограничивающей мемориальную площадь, появилась свастика, намалеванная краской либо местными «малярами», либо залетными ублюдками.

Первым эту мерзость увидел Александр Байнов. Зусевича же от этого, чуть не хватил инфаркт. После недолгих обсуждений инициированных Александром было решено всю стену покрыть незапланированным барельефом. В качестве темы Владимир Зухин выбрал историю еврейского народа, а точнее – ее героические вехи: от древности, через огонь Второй мировой войны, к созданию современного Израиля. Вот так в ответ на гнусный выпад «маляров» в 2005 родилась «Стена гордости еврейского народа».

«Стена гордости еврейского народа»
На этой стене (40 квадратных метров) была узкая продольная полоса оконного проема длиной в две третьих от правого края, что явилось естественным разделением всего пространства,
предназначенного для скульптурной композиции, на три зоны. Слева, по всей высоте стены расположился фрагмент, символизирующий «колесо (машину) смерти», которое, вращаясь, словно Молох, все крушит на своем пути, и как бы двигаясь вперед вдоль своей оси, создает смертельный колодец, в который сыплются перемалываемые обломки мира, в конечном итоге и обломки свастики – символа фашизма.
Рядом с этим «колесом» расположился следующий фрагмент большого формата – праотец, держащий на коленях погибшего героя. Далее под решеткой оконного проема следуют персонажи исторических личностей – Давид с лирой перед схваткой с Голиафом, Эстер и Мордехай, спасшие свой народ, еврейская семья в шабат, а затем наши современники – солдаты ЦАХАЛя. Сверху решетки расположились скульптурные группы, изображающие героев еврейского народа от маковеев до Герцля и Давида Бен Гуриона, профили которых венчают правый угол стены.

День памяти
С тех пор, как был заложен камень на месте будущего мемориала, на этой площади ежегодно, даже в дождливую погоду, собираются гости Арада и горожане разных поколений, среди которых пережившие Катастрофу, а также школьники, взявшие шефство над этим местом. И каждый год на митинге присутствуют и всегда выступают мэр города, представители абсорбции муниципалитета, депутат Кнессета Марина Солодкина, внесшая одна из первых пожертвование на создание этого мемориала,и главные раввины города, возносящие молитвы.
Первого мая в этом году, как и в предыдущие годы, все свободное пространство, отведенное для митинга, было заполнено людьми, пришедшими с цветами и венками. Собравшихся на площади ожидал сюрприз в виде отдельно стоящего фрагмента мемориального комплекса, завершающего художественный замысел художника. Посвященная узникам гетто и концлагерей эта скульптурная композиция создана с использованием различных приемов – здесь и круглая скульптура, и барельеф, и горельеф. Как и в барельефе на доске, здесь преобладает образ матери, прикрывающей своих детей. Все персонажи этой скульптурной группы устремлены вперед и вверх, словно на прорыв заграждений гетто и концлагерей. Интересно, что и в этом случае Зухин отступил от первоначального замысла, и буквально на ходу дополнил среднюю часть скульптуры новыми персонажами. Итак, первого мая в эпопее создания мемориала, длившейся физически десять лет, а для автора Владимира Зухина и инициатора проекта Ошера Зусевича кроме того и десятилетия душевных и творческих мук, поставлена точка. Незавершенной осталась только одна техническая деталь – панель с описанием скульптурных групп.
А люди, собирающиеся ежегодно на митинг памяти, в минуту молчания стоят здесь  не только склонивши голову в печали, но и с осознанием гордости за евреев-героев, использовавших малейшие возможности для сопротивления в концлагерях и гетто.
Мемориал, посвященный Жертвам Катастрофы Второй мировой войны, узникам гетто, концлагерей и героизму еврейского народа – произведение монументального искусства,- сотворен руками Владимира Зухина, который считает, что проект удался и он доволен своим детищем, потому что получилось лучше, чем он мог ожидать. Этого мастера уже ждет очередная монументальная работа в одном из северных городов Израиля, которую он выиграл по конкурсу. На этот раз памятник будет посвящен евреям участникам Второй мировой войны, сражавшимся в рядах коалиционных войск.

Григорий Нисенбойм
фоторепортаж
почитать еще:
Волнительный эпизод

1 165 Просмотров
Комментарии (0)

Написать комментарий