Янв
26
О некоторых акцентах в истории евреев

День памяти КатастрофыМесяц назад была проведена Международная онлайн конференция посвященная исследованиям проблем беженцев Холокоста. Организаторы конференции Движение «Хазит аКавод», Израиль, под руководством док. А. Бермана и Институт изучения еврейских общин Востока имени Бен-Цви, Иерусалим.
В конференции приняли участие ученые и журналисты из разных стран мира – Австралия, Белоруссия, Венгрия, Германия, Израиль, Казахстан, Канада, рОссия, США, Япония.

Ниже приведен один из докладов

Григорий Нисенбойм

АННОТАЦИЯ
В данной работе очень кратко приведены кроме общеизвестных фактов из истории еврейских беженцев, малоизвестные, но расширяющие тему переселения/эвакуации евреев на территории СССР во время Второй мировой войны.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: евреи, эвакуация, переселение «ЯД ВАШЕМ», Великая Отечественная война, ВОВ, Соломон Михоэлс, Средняя Азия, Московский Государственный еврейский театр, ГОСЕТ.

1.
Говоря о пострадавших в Холокосте, невозможно не упомянуть, что вся история еврейского народа с древних времен переплетена событиями, характеризуемыми словами дискриминация, гонение, погромы, насилие, изгнание, депортация, беженцы, эвакуация и т.п.
Первым историческим упоминанием о массовом переселении евреев был исход евреев из Египта примерно в XIII веке до н. э. Гонения и переселение евреев, практиковавшиеся до н. э., стали традиционными с наступлением эры новой. В средневековье к этому приложили свои руки властители и народы аравийского полуострова, Византии, Киевской Руси, Англии, Испании и других европейских стран.

Что касается Германии, то не лишне отметить, что антиеврейская направленность в гитлеровские времена имела глубокие корни в этой стране. Еще в XIII—XIV веках еврейские общины подвергались многочисленным преследованиям и погромам. Согласно данным Википедии, тогда было уничтожено более 300 общин, евреи были изгнаны из большинства городов Германии, а этот период германской истории евреев назван «мученическим». Римский папа Иннокентий IV в 1247 году в изданной им булле отмечал, что «участь евреев под властью таких князей и правителей ещё более ужасна, чем участь их предков в Египте под властью фараонов. Из-за этих преследований они вынуждены покидать те места, где предки их жили с древнейших времен» [1].

2.
После того как с середины ХIХ века российская империя поглотила Центральную Азию, этот регион открылся убежищем для евреев-ашкеназского происхождения. Вначале это были единичные случаи, когда евреи бежали в основном от преследования властей, а главное – от погромов ХIХ-го и начала ХХ-го веков. Однако после революции в Гражданскую войну число беженцев переросло в сотни и тысячи. Но все это было лишь ростками предстоящей печальной участи евреев. Вторая мировая война, в СССР Великая Отечественная(ВОВ), породила беженство невиданных в двадцатом веке размеров.

Позволю себе несколько цифр из данных института «ЯД ВАШЕМ».
“В сентябре 1939г. в соответствии с пактом Риббентропа-Молотова, Красная Армия вступила в Восточную Польшу, а летом 1940г., когда война уже шла по всей Европе, СССР аннексировал румынские провинции Бессарабию и Северную Буковину, а затем территории трёх независимых государств: Литвы, Латвии и Эстонии.

Эта аннексия добавила около 1 900 000 евреев, из них – 1 300 000 из бывшей Восточной Польши (Западная Украина и Западная Белоруссия) к 3 020 000 евреев, населявших СССР по переписи 1939г. Германское наступление было быстрым. С 22 июня по 5 июля 1941 года немцы оккупировали Литву и большую часть Латвии, почти всю Западную Белоруссию и Минскую область, большую часть Западной Украины, включая Ровно, Львов и Тернополь. В первые дни войны на прифронтовых территориях царил хаос и уйти от наступающих немцев сумело не более 10-12 процентов еврейского населения западных областей.

Лишь спустя две недели после нападения Германии на СССР, советское правительство приняло меры по организации эвакуации. Но к этому времени более полутора миллионов евреев уже находились под немецкой, румынской и венгерской оккупацией. Эвакуация евреев из старых советских областей, особенно из индустриальных центров, проходила более-менее успешно.

Сумели эвакуироваться, уйти самостоятельно или были мобилизованы в армию три четверти евреев Киева, 85 процентов Харькова и Днепропетровска, 90 процентов Гомеля.
Около 1 000 000 евреев из западных областей СССР в границах 1939г. эвакуировались на Восток, но миллион остался. Всего под немецкой и румынской оккупацией оказалось 2 700 000 евреев СССР. Финал их трагической судьбы известен: из них осталось в живых не более 100 – 120 тысяч”[2].

3.
Отношение аборигенов республик Средней Азии к ашкеназским евреям сложилось еще в царские времена, задолго до массового переселения евреев СССР в период эвакуации, порожденной ВОВ.
В далекие времена пришлыми в Ташкенте кроме русских были большие общины немцев и ашкеназских евреев. Отношения с населением у этих общин были диаметрально противоположными. Немцы обслуживали своими институтами местных баев – богачей и элиту русской общины. Евреи же, их мастеровые, учителя, юристы, медики и собственники, содержавшие аптеки, родильные дома, больницы, школы, обслуживали бедноту. Поэтому из всех чужестранцев местный народ не просто доверял евреям, но и глубоко почитал их за профессиональную деятельность в самой гуще узбекского народа [3].

Евреи традиционно проявляли лидерство, вкладывая свои знания и профессионализм в становление и развитие науки, просвещения, медицины и искусства в странах и регионах, где им доводилось жить. Об этом же говорится в Презентации НИЦ ЕРЗИ, где речь идет об издании книг «Евреи из Российской империи и СССР в Центральной Азии»: «Герои наших книг попали в Центральную Азию в ХIХ‒ХХ вв. по различным причинам: спасаясь от погромов, следуя личным профессиональным интересам, по служебной необходимости, вследствие насильственного перемещения для отбывания срока в лагере или ссылки на поселение, в эвакуацию во время Великой Отечественной войны.

Независимо от упомянутых причин, очень многие из этих людей успешно занимались научно-просветительской деятельностью среди местных жителей и зачастую стояли у истоков формирования не только национальных научных школ в тех краях, куда забросила их судьба, но и становились там основоположниками новых отраслей народного хозяйства» [4].

4.
С самого начала ВОВ евреи на руководящем уровне организовывали эвакуацию заводов и поднимали оборонную промышленность, обеспечивая фронт необходимой техникой и боеприпасами. Сегодня в Интернете можно в подробностях познакомиться с историями этих ярких личностей. В то же время нельзя не отметить, что и на ниве культуры во время эвакуации евреи вносили свой вклад в развитие местной национальной культуры.

Так, в начале 1942 г. в Узбекском государственном театре оперы и балета была сложная обстановка. Театр имел неинтересный репертуар, слаба была дисциплина работников, срывались репетиции хора и балета, посещаемость спектаклей была низкой. Для того, чтобы вывести театр из застоя, необходимо было сменить его руководство. В первую очередь необходим был новый художественный руководитель. Найти такого человека среди местных работников руководство Управления по делам искусств при СНК УзССР не смогло. Стали искать среди деятелей искусств, эвакуированных в Узбекистан из Москвы и Ленинграда.

Выбор пал не случайно на Соломона Михайловича Михоэлса. Он был народным артистом СССР, художественным руководителем Московского ГОСЕТа (Государственного еврейского театра), профессором Театрального училища при нем, высокообразованным, авторитетным человеком. С.Михоэлс дал согласие, и в апреле 1942 г. состоялось его назначение художественным руководителем и председателем Художественного совета Узбекского государственного театра оперы и балета. Михоэлс проделал колоссальную работу по поднятию уровня театра.
Наряду с руководством Узбекским театром оперы и балета Михоэлс принимал активное участие в работе Узбекского театра драмы имени Хамзы в качестве режиссера-постановщика.

Руководство Узбекистана высоко оценило вклад режиссеров, артистов и других работников Московского ГОСЕТа в развитие узбекского искусства. Указами Президиума Верховного Совета УзССР В.Л.Зускину было присвоено звание народного артиста УзССР, режиссеру Э.Б.Лойтеру – звание заслуженного артиста УзССР, а театральному художнику А.Г.Тышлеру было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств УзССР».

Художественный руководитель Московского ГОСЕТа С.М.Михоэлс был награжден Почетной грамотой Верховного Совета УзССР и именными золотыми часами. Помимо работы в трех театрах Михоэлс был занят общественной работой, очень часто выступал, встречался со зрителями, ранеными воинами, «бывал в узбекских колхозах, горных кишлаках, присматриваясь к людям и природе» [5].

5.
Расхожая фраза «евреи воевали в Ташкенте» недалека от истины как не странно это звучит. Под названием города, действительно принявшем огромное количество беженцев, подразумевался, конечно, глубокий тыл – все, что за Уралом, в Казахстане и в Средней Азии.
Да – да! Евреи действительно без всяких кавычек воевали и в тылу, и в Ташкенте. Но надо понимать, что в данном случае «воинами-евреями» были преимущественно еврейские женщины, в то время как полмиллиона их отцов, братьев и мужей били врага с оружием в руках на фронтах войны. И воевали наши женщины истово и жертвенно во имя будущего своих детей и народа.

Мне довелось участвовать в создании трех сборников воспоминаний беженцев Холокоста. Практически во всех историях о беженцах постоянно звучали слова: сирена, тревога, бомбёжка, бегство, холод, голод, хлеб, жмых, макуха, болезни, смерть. Но в каждом рассказе главным словом, которое можно считать святым, является «МАМА»!
Проникнув в суть воспоминаний, приведенных в книгах самими участниками событий, можно увидеть, что еврейские женщины сохранили в эвакуации древо народа, которое после войны разветвилось, укрепилось и дало новые побеги.

Главное – большая часть этих побегов в третьем и четвертом поколениях поднялась уже под солнцем Израиля.
Этот подвиг еврейских женщин, безусловно, не единожды достоен быть воспет и обязательно с дифирамбами. Один из сборников воспоминаний, над которым я имел честь работать, был мною так и назван: «Ода еврейским матерям» [6].

Библиография
1. Еврейские беженцы / ВИКИПЕДИЯ
2. Евреи СССР накануне войны / ЯД ВАШЕМ, https://www.yadvashem.org/ru/holocaust/ussr/prewar-ussr.html
3. Нисенбойм Г. Об издании книг «Евреи из Российской империи и СССР в Центральной Азии»/
История. Память. Люди.: Материады Х Международной научно-практической конференции, сентябрь 2020, Алматы, 381-389с.
4. Нисенбойм Г. Презентация НИЦ ЕРЗИ/ Изд. НИЦ «Евреи России в зарубежье и в Израиле»: Израиль, Реховот, 2020.
5. Вексельман М. Московский государственный еврейский театр/ в книге «Евреи из Российской империи и СССР в Центральной Азии.», Том 24, Израиль: НИЦ ЕРЗИ Реховот, 2020.
6. Нисенбойм Г. Войны незатухающее эхо. Ода еврейским матерям. http://www.lost-childhood.com/knigi/485-

697 Просмотров
Комментарии (0)

Написать комментарий