Окт
3
Уроки израильских выборов 2019 г.

Шошана Бродская

Прошедшие в Израиле перевыборы нуждаются в осмыслении. Можно, конечно, говорить о подтасовках, но с учетом огромного количества наблюдателей и современных технических возможностей – например, послать “твит” тысячам подписчиков непосредственно в момент замеченного нарушения – вряд ли подтасовки, если они и были, кардинальным образом повлияли на результаты. Поэтому нам придется принять результаты как объективную данность и “обработать” их, понять, что происходит в израильской политической жизни и как действовать дальше.

Урок 1. “От перестановки мест слагаемых сумма меняется”

И очень существенно. В результате перестановки слагаемых на сентябрьских перевыборах правый лагерь потерял порядка 10 мандатов (по сравнению с результатами апрельских выборов). Конечно, сыграла роль не только перестановка (об этом мы поговорим далее), но и она тоже.

Напомню, что в апреле “Ликуд” получил 35 мандатов, “Кулану” – 4 мандата и “Зеут” – почти 3 мандата (не пройдя электоральный барьер). Если бы в нашем обществе работала арифметика, то после объединения с “Кулану” и соглашения с “Зеутом” Ликуд должен был получить порядка 42 мандатов. Но, евреи, как известно, “над природой”. Присоединив к себе две партии, Ликуд, как фараонова “тощая корова”, не приобрел, а наоборот, потерял 3 мандата.

Как это возможно?

“Кулану” была светской социальной партией весьма умеренной “правизны”. Часть ее электората (и некоторые активисты) – бывшие сторонники Либермана. Когда Кахлон объявил о слиянии с “Ликудом”, явно давшим сильный “право-религиозный крен”, эти голоса перетекли в НДИ и “Кахоль-лаван”, а возможно, и к Орли Абукасис с “Аводой”. Кахлон остался ни с чем, и “Ликуду” не дал ничего.

Что было бы, если бы Кахлон не объединился с Ликудом?

Это зависело бы от того, на чем построил бы Кахлон свою предвыборную агитацию. Его успех на предыдщих выборах (2015 г.) был связан с тем, что он обещал конкретные реформы на посту министра финансов. В правой стороне политического спектра мало политиков, продвигающих социальные вопросы, а между тем эти вопросы волнуют правых не меньше, чем левых, хоть об этом и не принято много говорить. Поэтому Кахлон занял перспективную свободную нишу и получил хороший электоральный результат. И он неплохо поработал на посту министра финансов. Некоторые свои обещания он выполнил, что-то не получилось. Если бы он сакцентировал внимание на достижениях и предложил какие-то новые идеи для оздоровления экономики и социального климата, народ снова дал бы ему мандат доверия. Но на выборы 2019 г. (в апреле) он вышел под лозунгом “Кулану – ямин шафуй” (“Партия Кулану – умеренно-правая”). А как таковая она мало кого интересовала – было достаточно альтернатив (тот же “Ликуд”). Отсюда и низкий результат.

Скорее всего, если бы Кахлон пошел на перевыборы отдельно и с тем же посылом, он не прошел бы электоральный барьер. Но “выбрасывание в корзину” отданных за него голосов ослабило бы скорее лево-центристов, чем правых.

С “Зеутом” дело, видимо, обстоит так: часть людей, отдавших голоса за эту партию в апреле, интересовались в основном легализацией наркотиков, а остальные были естественным электоратом блока “Ямина”, потерявшим доверие к старым лидерам. Когда Фейглин в договоре с “Ликудом” согласился ограничиться либерализацией медицинской марихуаны, продаваемой по рецептам (за что ему спасибо), первая категория людей потеряла к “Зеуту” интерес, и их голоса растеклись по всему политическому спектру. А вторая категория, скрипя зубами, проголосовала за “Ямина” или “Оцму”, или просто не пошла на избирательные участки. И опять “Ликуду” достался ноль.

С блоком “Ямина” ситуация гораздо сложнее. Его составляют партии, которые “правее” Ликуда, и это их объединяет; но они очень разные и между собой уживаются с огромным трудом, теряя при этом значительный процент голосов избирателей. Велика вероятность, что по одиночке все партии, составляющие блок, не прошли бы электоральный барьер – но набрали бы суммарно гораздо больше голосов, чем в блоке. “Светские правые” очень неуютно чувствуют себя в “одной связке” со Смотричем, убежденные религиозные сионисты – в списке, возглавляемом светской женщиной. Однако при нынешнем уровне электорального барьера такому блоку нет альтернативы. Возможно, лучший результат дало бы объединение “Новых правых” с “Ликудом” и возвращение “Оцмы” в блок рава Переца, но, к сожалению, личные амбиции определенных лидеров делают такую рокировку маловероятной.

выборУрок 2. Эгоизм наказуем

Ответственность за то, что “Ликуд” потерял 3 мандата даже по сравнению с апрельским достижением (без “Кулану” и “Зеута”), по нашему мнению, целиком и полностью лежит на его лихорадочной, топорной и бездарной предвыборной кампании, в частности – на “русской” улице.

Предвыборную кампанию “Ликуда” на русском языке можно было разделить на две фазы. Хронологически первая шла под лозунгом “Либерман недостаточно плох для евреев”. Обвинения Либермана в том, что он слишком плохо борется с субботой, сменялись обвинениями в том, что он недостаточно ретиво отстаивает смешанные браки. По сути, это была яростная реклама нарратива Либермана, а следовательно – и самого Либермана.

Вторая фаза была построена на гротескной лжи. Черно-красные баннеры “Ликуда” вопили о том, что Либерман только и ждет, чтобы объединиться с арабами для уничтожения Израиля. На фоне постоянных публичных заверений Либермана, что он никогда не сядет в коалицию с арабами, эти обвинения выглядели нелепо, а финальный кадр ролика – портрет Нетаниягу с бюллетенем “МАХАЛь” – вступал в ассоциативную связь с нелепостью всего посыла и дезавуировал Нетаниягу как серьезного политика.

Что произошло? Неужели “русской” рекламой “Ликуда” занимались полные дилетанты? Или они действительно вели двойную игру, и астрономические суммы из кассы Ликуда были потрачены в буквальном смысле на продвижение другой партии?

Впрочем, возможен (и наиболее вероятен) третий вариант: дизайнеры рекламы, отключив мозги и совершенно не заботясь о результативности своей работы, тупо выполняли заказ руководства партии “расправиться с врагом”. А руководство партии поставило личные эмоции выше общественных интересов. Дай бы “Ликуд” в своей рекламе позитивный посыл, сообщи бы народу, как он собирается решать проблемы, стоящие перед обществом – результат голосования был бы совершенно другим.

Бездарной была и рекламная кампания партии “Ямина”. Эта партия – возможно, из-за недостатка средств – вообще практически пренебрегла рекламой на русском языке, но и на иврите их предвыборная кампания, мягко говоря, “не смотрелась”. Центральный лозунг был выбран очень двусмысленный: “Яадут манхига ционут”. Это как по-русски “Казнить нельзя помиловать”. Кто кого “манхига” (“ведет”): иудаизм – сионизм или наоборот? Или и то, и другое – только боковой фон для “манхига” – новоизбранной лидерши?..

Возможно, один-единственный меткий слоган на русском языке, баннер или стикер, оттянул бы у центристов один-два мандата в пользу “Ямина”. Но наши правые почему-то уверены, что “русские голоса” у них в кармане, и нет нужды тратить на них ресурсы. Это ошибка: проявление уважения к огромной общине никогда не будет лишним.

Урок 3. “Процесс пошел”

Самый важный итог нынешних выборов можно сравнить с запуском центрифуг по обогащению урана. Израильское общество потихоньку начало консолидироваться вокруг полюсов, еще не осознаваемых общественностью, существовавших до сих пор в некоем аморфном, неосязаемом виде. Именно подспудная борьба между этими полюсами привела в 67-м году к освобождению Иудеи, Самарии и Храмовой горы, и сразу после этого – к отдаче Храмовой горы ВАКФу; ее результатами стали поселенческое движение и “мирный процесс”. Но до сих пор в общественных масштабах это проходило неосознанно. Говорили об “исторических землях” и о “безопасности”, о “правах палестинского народа” и “месте под солнцем”, но не называли вещи своими именами. Единственным израильским политиком в прошлом, который, похоже, осознал дилемму и поэтому ушел в отставку, будучи не в состоянии сделать выбор между этими полюсами, был Менахем Бегин (это наше предположение; сам Бегин об этом никогда не говорил).

Что же это за полюса?

Речь не идет о “правых” и “левых”. А совсем о другом.

Речь идет о выборе между светским еврейским национализмом, лишенным нравственной опоры – и верностью Творцу и еврейской миссии. Между тем, что неизбежно, десятки раз за историю, приводило к катастрофам и ассимиляции – и тем, что хранило и вело нас сквозь века. Между провальным “быть как все народы” – и обязующим “царством священников”. Между удерживанием “жизненного пространства” по праву силы с жалкими оправданиями слабостью – и эксклюзивным правом на Святую Землю, полученным от Творца мира под определенные условия.

Речь идет об ультимативном выборе между “государством всех граждан” и сворачиванием сионистского проекта – и “государством Третьего Храма”. Или – или. Среднего не дано.

Рискую получить тумаков с обеих сторон за снятие масок. Среди политиков ни та, ни другая сторона еще не готова признать, на каком полюсе она играет, не готова совершенно “раскрыть карты”. Да и граждане – и религиозные, и светские – не только не готовы на данный момент сделать этот выбор, но и не осознают его существования, а многие даже обиделись бы, если бы им этот выбор предложили. Но здесь, в Эрец Исраэль, этот выбор рано или поздно неизбежен.

Центрифуги продолжат работать, люди еще будут переходить из одного лагеря в другой, пока концентрация на полюсах не достигнет критической массы. И тогда нынешний этап истории еврейского народа закончится, и начнется что-то другое. В зависимости от того, какой полюс перевесит.

Урок 4. Почему Либерман взлетел, а Фейглин провалился?

Потому что Либерман предложил народу наркотик, который народ так хотел получить, а Фейглин начал говорить правду – но испугался и не договорил. И ему справедливо не поверили.

Кто пошел за Либерманом? Страусы, которые хотят благостно верить в концепцию “светского еврейского государства”, противопоставленного ужастику “государство галахи”, в котором линейкой отмеряют длину юбки и побивают камнями на площади профессоров математики. Враки! Такой дилеммы не существует. Существует только один выбор: между “милки” на мягком диване – где-нибудь в Гонолулу, до очередного погрома, и “царством священников и народом святым”, идеальным во всех отношениях – здесь, в Эрец Исраэль. Но для того, чтобы этот выбор осознать, нужно гражданское мужество. А для того, чтобы его для себя сделать, нужно быть незаурядной Личностью. Гораздо проще “уколоться” и проголосовать за Либермана. “Жираф большой, ему видней”.

Не думаю, что Либерман сознательно решил вести государство Израиль к саморазрушению. Наоборот, некоторые его высказывания последнего времени свидетельствуют о том, что он сам испугался того джинна, которого выпустил из бутылки. Но он по натуре бизнесмен, и перед ним была шикарная бизнес-возможность… Жалко, что этот талантливый человек не нашел себя на другом поприще, где мог бы принести гораздо больше пользы своему народу.

Ошибка Фейглина заключалась в том, что он попытался “протолкнуть” в народное сознание идею “еврейских ценностей” без Б-га. То есть, он вроде бы представляет правильную парадигму и агитирует за “царство священников”, но при этом почему-то убежден, что вести народ к состоянию “царства священников” могут и люди, сознательно нарушающие заповеди Творца. Трудно сказать, что у него самого творится в голове, но очевидно, что массы избирателей на такую “идеологическую кашу” не клюнут.

Урок 5. Будущее не так уж мрачно

В статистике нынешнего голосования есть один момент, который ускользнул от анализа комментаторов, а тем не менее он очень знаковый. На официальном сайте голосования votes22.bechirot.gov.il в ночь с 18 на 19 сентября (после подсчета и внесения обычных голосов) можно было зафиксировать число проголосовавших за ту или иную партию на обычных избирательных участках, а через сутки – в ночь с 19 на 20-е – общее число проголосовавших, после подсчета голосов в двойных конвертах, львиную долю которых составляют солдаты (“срочники” и резервисты). Таким образом, можно было примерно оценить, какую долю среди избирателей той или иной партии составляют израильские военнослужащие, и сколько их в численном отношении.

Почему это важно? Потому что военнослужащие – это в основном молодежь, а значит, будущее страны; причем не просто молодежь, а молодежь с активной жизненной позицией, те люди, которые будут определять всего через 10-20 лет, куда двигаться нашей стране.

Из сравнения числа голосов в “двойных конвертах”, поданных за разные партии, видно, что за харедимные партии (ШАС и “Яадут а-Тора”) голосует в 2 раза больше израильских военнослужащих, чем за НДИ. Даже в процентах от общего числа голосов, поданных за партию, количество солдат, проголосовавших за ШАС, больше, чем за Либермана: партии ШАС двойные конверты добавили 7,3% голосов, а НДИ – 7,2%. (В числах: за ШАС было подано 24122 двойных конверта, за “Яадут а-Тора” – 17043, за НДИ – 22383).

Мало того, что этот факт развенчивает ложь Либермана о “черных кровососах на здоровом теле нации”, он еще четко указывает на будущее израильской политической и общественной жизни. Попытка разрушить еврейский характер государства бесперспективна.

Урок 6. Как идти на следующие выборы

Увы, вопрос не праздный. Велика вероятность, что у нынешних “победителей” не хватит наглости открыто продать страну ее смертельным врагам ради кратковременной власти, а также не хватит цинизма открыто наплевать на все свои предвыборные песни и пойти на союз с Нетаниягу и харедим. А это означает – третий раунд.

В этом раунде, как бы ни сгруппировались партии, у избирателя будет выбор по сути только из двух вариантов: “Фронт Еврейского Государства” – и “Фронт Государства Всех Граждан”, плавно перетекающего в Арабское Государство. Какая партия к какой из этих групп относится – более-менее понятно уже сейчас . Главное, чтобы избиратель наконец понял, какую дилемму ему предлагают, и чтобы ему хватило мужества сделать правильный выбор.

474 Просмотров
5 комментариев

5 комментариев to “Уроки израильских выборов 2019 г.”

  1. Юрий Says:

    а вот тут автор права на все СТО – и даже более – процентов!
    ИЛИ…или и третьего не дано!
    увы, сие немногие понимают и ПРИНИМАЮТ, отдавая голоса непотопляемому болтуну, забывая, что Биби ни при каких обстоятельствах не имеет права быть премьером и раглагольствовать о еврейском государстве, ибо в то ужасное время 14 лет назад … “23 депутата от Ликуда, включая Б.Нетаниягу, подняли руки ЗА еврейский погром в Гуш-Катифе и Самарии.”

  2. Семен Ратнер Says:

    Автор: Семен Ратнер.
    Шошана, дорогая! С удовольствием прочитал Вашу очередную статью под названием «уроки израильских выборов 2019».
    В очередной раз задаюсь вопросом: кто такие «правые» и чем они отличаются от «левых»? Если Вам не сложно, напишите отдельную статью под условным названием: «Сравнительная характеристика правых и левых в Израиле». Уверяю Вас, этого никто еще не делал.
    А пока Вы ищете аргументы, я позволю себе свой.
    Нет никаких правых и левых. Есть разумные и неразумные. Есть полезные для Израиля и вредные для страны. Более того, у каждой отдельно взятой партии могут быть отдельные разумные поступки и другие – не разумные. Все остальное, как любил говорить российский классик начала прошлого века – «политическая трескотня»!
    Не кажется ли Вам, Шошана, что причины уменьшения влияния Ликуда – , не в «топорной» пропаганде на «русской улице», а
    1) в неуемном желании Ликуда идти вместе с религиозными партиями, которые осточертели этой самой «улице»;
    2) ведение так называемых «переговоров» с исламским движением сопротивления (сокращенно: ХАМАС) вместо «принуждения его к миру» военными средствами (левая, кстати, политика, нет)?
    А вот в чем я полностью с Вами согласен, так это в том, что «руководство партии поставило личные эмоции выше общественных интересов».
    Думаю, Вы заблуждаетесь и насчет «Ямина»: «один-единственный меткий слоган на русском языке» ничего бы не изменил. Как услышат избиратели с «русской улицы» фамилии Смотрич и Перец, так и бегут прочь!
    И уж совсем не к месту выбор между светским еврейским национализмом, «лишенным нравственной опоры» (почему это?) – и верностью Творцу и еврейской миссии.
    Далее цитирую Вас: выбор «Между тем, что неизбежно, десятки раз за историю, приводило к катастрофам и ассимиляции – и тем, что хранило и вело нас сквозь века. Между провальным “быть как все народы” – и обязующим “царством священников”.
    Уважаемая Шошана, Вы не могли бы, исключительно для демонстрации объективности, привести хотя бы парочку конкретных примеров «катастрофы и ассимиляции», связанных со светским еврейским национализмом?
    Я даже дам Вам алгоритм таких примеров: в каком году (или в какие годы) произошла такая катастрофа и ассимиляция, в какой стране это произошло, какова причинно-следственная связь между светским еврейским национализмом и этой самой катастрофой, в чем заключалась ассимиляция и каковы оказались последствия.
    Следующая цитата: «Речь идет об ультимативном выборе между “государством всех граждан” и сворачиванием сионистского проекта – и “государством Третьего Храма”. Или – или. Среднего не дано».
    Ну, почему же не дано – очень даже дано. Еврейские священнослужители (раввины) сохраняют идеи иудаизма, но делают это внутри своих религиозных общин, не выходя за их рамки. А демократическое государство обеспечивает интересы всех граждан, включая как светских, так и харедим. Те и другие отлично уживаются друг с другом.
    Разве не так это происходит, например, в Соединенных штатах Америки? Там есть и еврейские религиозные организации, но это не мешает США быть «как все народы» и даже не думать о катастрофе, нет?
    С чего ради, Шошана, «государство всех граждан» у Вас означает сворачивание сионистского проекта? Разве одно другому мешает?
    И, наконец, об успехе Либермана и его партии.
    Вы написали: «Кто пошел за Либерманом? Страусы, которые хотят благостно верить в концепцию “светского еврейского государства”, противопоставленного ужастику “государство галахи”, в котором линейкой отмеряют длину юбки и побивают камнями на площади профессоров математики. Враки! Такой дилеммы не существует…».
    Вот эти Ваши «страусы», то бишь оскорбление сторонников Либермана и присвоение исключительно себе право на «истину в последней инстанции» – это и есть главная ошибка противников партии НДИ, давшая ей дополнительные голоса на выборах. Причиной оскорблений является отсутствие аргументов, основанных на фактах, скрепленных правилами формальной логики. А дилемма такая существует – дилемма между свободой личности и религиозным принуждением.
    Да, мы не хотим, чтобы длину юбки наших прекрасных дам отмеряли линейкой. Да, мы хотим, чтобы бюджетные деньги шли на поддержку социально не защищенных групп граждан (не только русскоязычных), а не на религиозные нужды! Ну, и так далее.
    До выборов Либерман пообещал не прогнуться перед харедим, и свое обещание сдержал – вот и дополнительные голоса избирателей на 3 депутатских мандата.
    Несколько слов о голосовании военнослужащих. Приводя количество голосов, поданных за религиозные партии, Вы забыли упомянуть о том, сколько процентов от общего числа военнослужащих вообще пришли голосовать. Как и «на гражданке», военные харедим пришли на избирательные участки по команде своих раввинов в количестве, близком к 100%. В то время как военные светские в массе своей до избирательных участков не добрались.
    Будем надеяться, что еще до следующих выборов нынешний Кнессет примет Закон об обязательном участии в голосовании. И вот когда, под угрозой серьезных санкций, свой выбор будут делать все избиратели (кроме действительно больных), тогда мы и узнаем «будущее израильской политической и общественной жизни». Мой прогноз: процент голосующих за религиозные партии и, соответственно, число их депутатских мандатов резко уменьшится.
    А вот в чем я с Вами, Шошана, абсолютно согласен: в том, что попытка разрушить еврейский характер государства бесперспективна. Просто это будет демократическое еврейское государство, в котором у каждого будет право и возможность самому выбирать свой образ жизни, при единственном обязательном условии: не нарушать права и законные интересы других людей.
    А вот Ваш урок № 6, кажется, писали не Вы, Шошана, а кто-то за вас. До этого момента Вы последовательно ратовали за харедим, а тут (цитирую) «велика вероятность, что у нынешних “победителей” не хватит … цинизма открыто наплевать на все свои предвыборные песни и пойти на союз с Нетаниягу и харедим. А это означает – третий раунд». Браво, вот в этой реплике я также полностью с Вами согласен!
    Вот только причем здесь «плавное перетекание в арабское государство»? Не вижу повода.
    Дай Бог Вам, Шошана, здоровья и счастья в светском еврейском национальном государстве!

  3. Шошана Says:

    Здравствуйте, Семен!
    Видимо, у меня нет выбора:) Буду отвечать.
    Пожалуй, начну с конца.
    1. “До этого момента Вы последовательно ратовали за харедим…”
    Я ратую не за харедим (в смысле – харедимные партии), а за правду. В некоторых ситуациях харедим эту правду представляют (например, когда сражаются против государственного осквернения шабата в еврейской вроде бы стране, или против смешанных браков), в других случаях – предают (например, когда проголосовали за расширение “Закона о возвращении” или за выселение евреев из Газы – части древнего надела колена Йеуды). До сих пор мы с мужем не голосовали за харедимные партии. Но если Либерман будет продолжать, панически подыгрывая прокуратуре, делать то, что он делает сейчас – на следующих выборах (т.е. в феврале-марте) мы будем голосовать за харедим, потому что они будут представлять нарратив, противоположный выхолащиванию еврейского компонента государства Израиль.
    2. Почему “плавное перетекание в арабское государство”? Потому что если в стране есть две нации, одна из которых борется на государственном уровне за свою идентичность и традиции, а вторая свои разрушает и предает, то когда первая из них станет титульной – это только вопрос времени.
    3. Закон об обязательном участии в голосовании предполагает голосование поименное. В демократической стране это нонсенс. Но даже если бы приняли такой закон – не обольщайтесь пользой этого закона для светских. То, что харедим голосуют “стройными рядами” за тех, кого укажут раввины – это глупый миф, один из тех, которыми окутана харедимная община в головах светских. Большой процент харедим не голосуют на выборах вообще. Из принципа. Из тех, кто в принципе голосует, далеко не все “добираются” до участков в день выборов – так же, как и другие граждане. И из тех, кто добирается, не все голосуют за ШАС и “Яадут а-Тора”. Очень многие голосуют за “Ликуд”, есть и электорат “Ямина”, “Оцма еудит” и даже “Кахоль-лаван” (у них есть представительница определенной группы харедим).
    Но я все-таки приведу цифры.
    Партии “Кахоль-лаван” двойные конверты добавили 9,84% голосов от общего числа голосов, поданных за партию.
    “Ликуду” – 9,1%
    “Объединенному списку” – 8,1%
    ШАСу – 7,3%
    НДИ – 7,2%
    “Яадут а-Тора” – 6,3%
    “Ямина” – 11,3%
    “Аводе” – 8,6%
    “Мерец” -9,8%
    “Оцме” – 9,5%
    Подведем некоторые итоги:
    – Максимальный процент солдатских голосов получила “Ямина” – с большим отрывом
    – “Оцме” солдаты добавили больший процент голосов, чем “Ликуду” и “Аводе”
    – ШАСу – больше, чем НДИ, но меньше, чем ультрасветской “Мерец”
    – Худший результат, чем НДИ, показала только “Яадут а-Тора”, даже арабским партиям солдаты отдали больше голосов, чем Либерману,
    и так далее. Имеющий глаза да увидит.
    Еще могу привести процент проголосовавших граждан из обладающих правом голоса по чисто харедимным городам и поселкам (данные за апрель, сентябрьские еще не опубликованы):
    – Процент проголосовавших в целом по стране: 68,5%
    – Харедимный город Бейтар Илит: 80,8%
    – Бней Брак: 77,3%
    – Эмануэль: 72,7%
    – Кфар Хабад: 68,3%
    – Комемиют: 57,5%
    То есть, как и в целом по стране – в центре голосуют больше, на периферии меньше. Так что, цитата: “Как и «на гражданке», военные харедим пришли на избирательные участки по команде своих раввинов в количестве, близком к 100%” – очередная высосанная из пальца дезинформация, преподанная не моргнув глазом как истина в последней инстанции. Соответственно, “прогноз” не выдерживает критики.
    4. Цитата: “Причиной оскорблений является отсутствие аргументов, основанных на фактах, скрепленных правилами формальной логики”. Назвать кого-то “страусом” – в смысле, человеком, не желающим смотреть правде в глаза – это не большее оскорбление, чем назвать “зайцем” того, кто не заплатил за проезд. Просто клише русского языка. А по поводу “отсутствия аргументов, основанных на фактах” – см. предыдущий пункт.
    5. Цитата: “Да, мы хотим, чтобы бюджетные деньги шли на поддержку социально не защищенных групп граждан (не только русскоязычных), а не на религиозные нужды!” Самая социально не защищенная группа граждан (не считая полных инвалидов) – это многодетные семьи. Даже если оба родителя работают на полную ставку, доход на члена семьи в многодетных семьях гораздо меньше, чем у пары пенсионеров, не заработавших в Израиле пенсию. Но почему-то поддержку многодетных семей Вы называете “религиозными нуждами”, не заслуживающими бюджетных капиталовложений (см., например, закон Лапида об уменьшении пособий на детей), а к “социально незащищенным гражданам” относите только таких, которые близки Вам по духу. По-моему, это нечестно. Новые репатрианты, как и многодетные родители, сознательно сделали свой выбор – переехали в другую страну, понимая, что обустройство будет сопровождаться трудностями. Так что хотеть бюджетных денег никто не мешает, но вот положены ли они – вопрос не праздный.
    6. Цитата: “С чего ради, Шошана, «государство всех граждан» у Вас означает сворачивание сионистского проекта? Разве одно другому мешает?”
    Мешает. Сионизм по определению – это стремление к Сиону, которое испытывали евреи, и только евреи, на протяжении 2000 лет изгнания из Святой Земли. На протяжении 2000 лет евреи 3 раза в день молились: “Господи, верни нас в Святую Землю, верни нам Храм, верни нам праведных судей – Санедрин…” Только благодаря этому мы получили Землю Израиля обратно 100 лет назад. Народы мира признали наше право на эту землю, основанное исключительно на религиозной традиции.
    Если государство с парадоксальным названием “Израиль” становится государством всех граждан, если мы отказываемся от нашей религиозной традиции, то исчезает всякая логика в продолжении его существования и нашего проживания именно здесь. Народы мира скажут: “Вам не нужно свое государство? Тора для вас – неактуальный древний фольклор? Ну так не мешайте жить арабам, разъезжайтесь, как приехали”. А арабы с удовольствием придадут ускорения пинком под пятую точку.
    7. Цитата: “Уважаемая Шошана, Вы не могли бы, исключительно для демонстрации объективности, привести хотя бы парочку конкретных примеров «катастрофы и ассимиляции», связанных со светским еврейским национализмом?”
    Приведу.
    Пример 1. Греческое завоевание Иудеи (332 – 167 гг. до н. э.)
    Довольно широким кругам еврейской элиты начинают нравиться греческие идеи – политеизм и атеизм, культ тела, философская свобода мысли. Появляется движение “митъявним” – “подобные грекам”. Они начинают перенимать греческий стиль одежды, дают детям греческие имена, вместо Торы изучают философию в “гимнасиях”. Но в тот момент, когда, казалось бы, движение “митъявним” совершенно захватывает еврейское общество и евреи уже ничем не отличаются от греков – Антиох Эпифан резко меняет отношение к подвассальной Иудее, вводит в ней драконовские законы, унижающие местное население (например, “право первой ночи” греческого наместника с любой местной невестой), и вызывает многолетние кровопролитные Маккавейские войны.
    Пример 2. Изгнание из Испании.
    К моменту завершения Реконкисты еврейская община в Испании была очень сильной. Среди евреев были банкиры, ремесленники и министры. Они вели светский образ жизни и выглядели как испанцы, храня лишь некоторые основные традиции у себя дома. Некоторые не гнушались формальным принятием христианства. Результат: евреи объявлены “врагами народа” и в 1492 г. , после нескольких десятилетий преследований (особенно выкрестов), выдворены из страны с потерей львиной доли имущества.
    Пример 3. Фашизм.
    Великая французская революция провозгласила равенство наций и вероисповеданий, которого евреи не видели уже много столетий. Стены гетто рухнули, и евреи Европы устремились в столицы, в университеты, на государственные должности. Им казалось само собой очевидным, что все это несовместимо с традиционным еврейским образом жизни. Началось повальное крещение и ассимиляция, возник реформизм, т. е. “светский иудаизм”. Почти сразу начались всплески идеологического антисемитизма. Вагнер, Ницше. Чем больше евреи лезли из кожи, чтобы показать себя немцами, тем больше их отталкивали. Дальше сами знаете.
    Пример 4. Советский Союз.
    Среди большевиков, меньшевиков и эсеров процент евреев был огромен. Оставив веру предков, они шли строить светлое будущее для пролетариата. Результат – сталинские репрессии 1937-38 гг., в которых погибла львиная доля тех, кто порвал ради построения коммунизма со своим народом.
    Пример 5 – самый свежий. Соглашения Осло.
    Отказавшись от исторического “сердца” Земли Израиля, мы получили террор и все остальное, что Вы знаете не хуже меня.
    8. Почему светский национализм лишен нравственной опоры? Потому что он национализм. По Торе, нет наций лучше и хуже. Есть нация, имеющая задание.
    И еще потому, что если мы не опираемся на Тору и волю Творца, то мы – наглые завоеватели, военные преступники, построившие свои города на развалинах арабских деревень. И должны позволить потомкам изгнанников вернуться на родину. Если не Тора и еврейская традиция, то у нас нет никакого морального права быть здесь.
    9. “Как услышат избиратели с «русской улицы» фамилии Смотрич и Перец, так и бегут прочь!” – не судите по себе
    10. “Не кажется ли Вам, Шошана, что причины уменьшения влияния Ликуда – , не в «топорной» пропаганде на «русской улице», а
    1) в неуемном желании Ликуда идти вместе с религиозными партиями, которые осточертели этой самой «улице»;
    2) ведение так называемых «переговоров» с исламским движением сопротивления (сокращенно: ХАМАС) вместо «принуждения его к миру» военными средствами (левая, кстати, политика, нет)?”
    Нет, не кажется. После “размежевания” только что созданная партия “Кадима” получила пиковую популярность, несмотря на присоединение к коалиции партии ШАС (после пятилетней антихаредимной истерии “Шинуя”) и продолжение политики “иткансута”, которая уже успела показать свою провальность (приход к власти в Газе ХАМАС почти сразу после “размежевания”, еще до выборов в Израиле, обстрелы Сдерота).
    Так что все дело исключительно в пиаре. Самостоятельном или при помощи СМИ – это другой вопрос.
    11. “Правые и левые”, или “разумные и неразумные” – это вопрос терминологии. Когда политик тормозит рыночную экономику и громоздит регулятор на регуляторе, это может быть неразумно, но у этого есть общепризнанный термин – “левый”. Когда политик пренебрегает интересами своей нации и родины ради идей глобальной интеграции, ради чужого народа – он “левый”. А все остальное – например, правила дорожного движения, корзина лекарств и пр. – это, пожалуйста, можно называть “разумным” или “неразумным”.

  4. Семен Ратнер Says:

    Дорогая Шошана.
    1. По-прежнему уклонюсь от спора по цифрам. Давайте по сути. Или, как Вы правильно написали, по идеологии.
    2. Если бы Закон о возвращении предполагал репатриацию только истинно верующих в иудаизм, каковых в диаспоре осталось немного, то Вы оказались бы правы: арабское население Израиля со временем перегнало бы по численности еврейское население. Именно потому Закон о возращении предполагает репатриацию евреев по национальности, а не по религиозным убеждениям. Дети и даже внуки еврейки имеют право на воссоединение со своим народом. Таковых в диаспоре намного больше, чем истинно верующих харедим. Ну, и вклад евреев – не харедим – в развитие Израиля бесценен.
    3. Закон об обязательном голосовании предполагает голосование поименное? Нет, все намного прозаичнее. Этот закон будет требовать, чтобы жители страны, получившие дополнительный выходной день, проводили этот день не по своему усмотрению, а по целевому назначению, то есть приходили на избирательные участки. А уж как они там проголосуют – это их личное дело. Подозреваю, что уж если люди придут на выборы, то уж точно проголосуют. И, скорее всего, не за харедим. Увеличится процент голосовавших за светские партии – уменьшится процент за харедимные партии, у последних окажется меньше депутатов Кнессета.
    А вот голосование харедим «стройными рядами по команде раввинов» – это не миф. Единственное положительное качество, которое я вижу у харедим, и которого не хватает представителям «русской улицы» – это сплоченность и взаимовыручка внутри общин. Поэтому члены каждой отдельно взятой общины идут и голосуют так, как скажет «их» раввин. Но позиция разных раввинов в отношении толкования иудаизма вообще и Торы в частности могут быть различны, отсюда и голосование за разные партии.
    4. А вот пример извращенного понимания моих слов: НИКОГДА я не называл поддержку многодетных семей “религиозными нуждами”. По-моему, пособия на детей, выплачиваемые из бюджета страны, должны быть ОДИНАКОВЫМИ, то есть не зависящими от религиозных убеждений родителей или отсутствия таковых. По единому для всех нормативу. То же касается детских садов и школ. То же касается обеспечения инвалидов и престарелых граждан – один норматив для всех, не зависимо от принадлежности к религии.
    А религиозные нужды – это вот что:
    – если ешива учит детей по точно такой же программе, что и все остальные школы страны, а обучение иудаизму идет сверх этой программы, то такая ешива имеет право считаться государственной и получать финансирование из бюджета; но если родители учеников считают, что их дети не должны получать общее образование, а должны обучаться исключительно религии, то пусть родители и община такую ешиву и содержат, ни шекеля из бюджета;
    – работа левитов (левиты, согласно Торе, – это обслуживающий персонал синагог) – только за счет общин, при которых состоит та или иная синагога.
    И т.д. Не буду продолжать приводить примеры, думаю, Вы уже поняли мою мысль.
    5. Абсолютно неверно Ваше утверждение: «Народы мира признали наше право на эту землю, основанное исключительно на религиозной традиции».
    Ничего подобного. Народы мира признали, что все остальные НАЦИОНАЛЬНОСТИ имеют свои государства, а евреи – нет. Поэтому евреям следует предоставить участок земли для образования своего национального государства. В резолюции ООН от 29.11.1947 утвержден План раздела Палестины, в котором «религиозная традиция» не упомянута. Наоборот, установлена свобода совести и запрет на дискриминацию по религиозному принципу.
    Все приведенные Вами примеры только подтверждают, что основополагающими являются национальные признаки евреев, а вовсе не религиозные.
    Вы правы: что при греках в Иудее, что в Испании, Германии (в СССР немного другая история) верующие евреи действительно отошли от религиозных традиций иудаизма и от изучения Торы, постепенно перенимая светский образ жизни. Именно поэтому изгнание и уничтожение евреев не могло быть связано с их принадлежностью к религии, а было связано исключительно с национальной принадлежностью.
    В истории не бывает сослагательного наклонения. Зато в логике как науке есть такой метод доказывания – «от противного». То есть, предположим, что евреи в упомянутых странах не отошли бы от религиозной традиции. Разве это спасло бы их от изгнания и уничтожения? Нет, конечно! Действия правителей (греческих, испанских, немецких) были продиктованы желанием указать своим народам врага для поддержания этих народов в повиновении. А заодно желанием поживиться за счет имущества изгнанных и уничтоженных евреев. Ничего, кроме!
    В Советском Союзе в период сталинских репрессий гибли далеко не только евреи. И не по признаку национальности, а по способности так или иначе противостоять диктатуре Сталина. А по национальному признаку подвергались репрессиям целые народы, не имевшие к еврейству ни малейшего отношения.
    Уход из сектора Газа – вообще отдельная большая тема, не буду здесь ее касаться.
    6. И уж совсем мне не нравится следующее утверждение: «Если не Тора и еврейская традиция, то у нас нет никакого морального права быть здесь».
    Что ж, обратимся к тексту Торы.
    Господь сказал Моисею: «Объяви сынам Израилевым и скажи им: когда перейдете через Иордан в землю Ханаанскую, то прогоните от себя всех жителей земли и истребите все изображения их, и всех литых идолов их истребите… и возьмите во владение землю и поселитесь на ней, ибо Я вам даю землю сию во владение» (четвертая книга Моисея, глава 33 абзацы 51-55).
    Но евреи роптали, говоря: «Куда мы пойдем? …народ тот более и выше нас, города там большие и с укреплениями» (1.28). На что Моисей сказал: «Не бойтесь их; Господь, Бог ваш, идет перед Вами; Он будет сражаться за вас, как … в Египте» (пятая книга Моисея, глава 1 абзацы 29-30). Кстати, в тот раз евреи не поверили Моисею и потерпели поражение, но позже они-таки взяли реванш.
    Уважаемая Шошана, Вы правда считаете, что изгнание и убийство жителей земли Ханаанской является моральным оправданием «жить здесь», потому что такова воля Господа? В таком случае, у нас с Вами разные представления о морали.
    На самом деле юридическое и моральное право евреев жить на территории современного Израиля обусловлено тремя другими фактами, а именно:
    1. Уже упомянутой резолюцией ГА ООН от 29.11.1947. Указанное право распространялось тогда на территорию в пределах границ, утвержденных План раздела Палестины.
    2. В Декларации Независимости Израиля от 14.05.1948 Давид Бен-Гурион и его соратники уделили два пункта арабским соседям. Один обращен к сынам арабского народа, проживающих в Израиле, с предложением вместе с евреями строить общее государство. Другой пункт обращен к соседним государствам с призывом к сотрудничеству и взаимопомощи. Но те и другие предпочли воевать с Израилем. Евреи победили, и эта победа закрепила и моральные, и юридические права евреев на нашу землю.
    К слову: в победу вложили свою лепту евреи, прибывшие из Советского Союза, Польши, Чехословакии. Уж они-то точно не были людьми религиозными (откуда в СССР религиозность?). Но воевали так, что во всех городах Израиля есть улицы с гордым названием Палмах.
    3. В июне 1967 года войска сразу нескольких соседних стран, включая Египет и Сирию встали на границах Израиля с явным намерением атаковать и уничтожить нашу страну (ну, не покурить же они туда пришли!). Но армию Израиля возглавляли военачальники, знавшие историю битвы на Курской дуге. Израиль атаковал первым и через шесть дней оказался на расстоянии одного перехода от Каира и Дамаска, когда последовал окрик так называемого «мирового сообщества». Израилю пришлось отступить от тех столиц, но Иерусалим, территория Иудеи и Самарии, часть Голанских высот остались за Израилем (Синайский полуостров – тоже, но позже его вернули Египту в обмен на мирный договор). В истории есть термин: «Взять на штык». На эти территории Израиль имеет такие же права, какие имеет Франция на город Страсбург и Россия на Калининград – те взяты «на штык» у немецких агрессоров, наши территории – у агрессоров арабских.
    Как видите, Тора здесь не причем.
    Тора – безусловно священная Книга для верующих иудеев. Но разные ученые раввины толкуют ее по-разному, зачастую «переворачивая» ее содержание. Дайте мне еще месяца три, и я закончу серию очерков под условным названием: «Я читаю ТаНаХ». Там я хочу рассказать о Торе такой, как она передана евреям Господом (если это был Он), а не о такой, как ее хотят представить отдельные (не все!) религиозные деятели.

  5. Ефим Says:

    ВЫБОРЫ 1 (продолжение)
    Уважаемая Шошана! Следует отметить, что Вы, как опытный журналист-комментатор, либо не отвечаете на трудные вопросы, либо всячески запутываете обсуждение, или переворачивая, как правильно отметил С.Ратнер, все с ног на голову.
    1) Вы не высказываете своего отношения к провокационному генетическому анализу от имени раввината, к этим унизительным проверкам исключительно русскоязычных репатриантов Израиля, напоминающих нацистские законы о «чистоте крови».
    2) Вы замалчиваете про преступную распродажу социального жилья по бросовым ценам для старожилов во время первого правления Нетаниягу, в результате чего многие пожилые русскоязычные олимы до сих пор влачат жалкое существование. Только сейчас, через 25 лет Большой олии, предполагается построить, наконец, 2500 единиц социального жилья. И это для 600 тыс. стариков..!! Обещания, обещания, обещания….
    3) Вы пишете о том, что светские «косят» от армии, и что боевые части почти полностью состоят из харедим!!! Просто поражает предлагаемый Вами в доказательство «простой счет»: харедимы составляют 10% населения, арабы и бедуины-18%, 50% «косят» от армии (откуда такая дикая цифра?). Из этого Вы делаете очень странный вывод: «Даже если бы абсолютно все харедим и арабы служили, то кто составляет оставшиеся 22%, которые больше, чем все харедим вместе взятые».
    Извините, но Вы сами понимаете, что вы пишете? В прошлой статье я привел данные о процентном соотношении служащих в армии с учетом резерва, так как все резервисты до 40 лет проходят ежегодную службу сроком до 45 дней. Их 565 тыс., а харедим в их составе можно пересчитать по пальцам.
    4) В отношении женщины, обратившейся к Вам за помощью в хостеле. Вы критикуете светских жителей, не пришедших к ней на помощь, и хотите пойти ругаться в МАТАВ. Спасибо, конечно, волонтерам, что они приходят на помощь. Но корень проблемы ведь не в единовременной помощи. Хочу Вам напомнить, что хостели находятся в ведении Министерства здравоохранения, то есть того же рава Лицмана, который относится к ним также наплевательски, как и ко всему здравоохранению. Вы не верите, что в Израиле очередь на анализ может быть до полу года? К сожалению, так и есть. Моя соседка стояла в очереди на MRI (магнитно-резонансную томографию) чуть больше полугода. Приняли ее на анализ в 3 часа ночи!!! Оказывается, что в связи с перегрузкой, аппарат не отключается уже много лет, работая круглые сутки. Это что же, ни Лицман, ни Нетаниягу не могли приобрести для Израиля еще несколько таких аппаратов за все годы своего правления? Просто в катастрофическом положении находятся начальные школы в Израиле. Классы переполнены в 1,5-2 раза. Примерно половина всех средних школ находятся на уровне беднейших стран Азии и Африки, что вообще позор для Израиля. О переполненных палатах и коридорах в общественных больницах, и чрезвычайно низкой квалификации медицинского персонала я уже писал.
    5) Вы пишете, что харедим обвиняют в том, что они не работают и не платят налоги. Вы опять ставите вопрос « ног на голову». Речь, в действительности идет о том, что харедим почти не участвуют в производительном труде, ни в промышленности, ни в сельском хозяйстве, ни тем более в высоких технологиях. Да, они работают, но, в отличие от светского населения, ничего не добавляют в научно-технический прогресс, в доходы государства, хотя пользуются этими доходами довольно активно. Да, они работают, но в своем узком кругу, только на самих себя. Да, они платят налоги, но это совсем не тот вклад, что делает Израиль передовой высокоразвитой державой.
    6) Вы договорились до того, что «значительная доля изучаемых в академиях Израиля вещей, абсолютно не практичны». Что значит «Не практичны»? Какие именно? И это про университеты, известные как одни из лучших в мире.
    7) Вы утверждаете, что за харедимные партии проголосовало в 2 раза больше солдат, чем за НДИ. Это ничем не подтверждается. Всего в «двойных конвертах» имели право проголосовать более 200 тыс. человек, в том числе не только солдаты, но и лица с ограниченной подвижностью, лица в госпиталях и больницах, заключенные в тюрьмах, лица находящиеся за границей. Проголосовало всего 63548 чел. Заключенные наверняка голосовали за харедим. Так что этот результат подтверждает, что только харедимы голосуют организованно около 100%, а остальные просто не приходят голосовать, т.е. «выражают свое отношение ногами».
    8) Вы правильно писали ранее, что в Торе нет понятия Государства Галахи, но в последней статье сбросили все «маски», и открыто выступаете за создание такого государства, которое позволит сохранить старые еврейские традиции, заповеди и ценности не только в личном плане, но и в государственном масштабе. Вы призываете к созданию Государства третьего Храма, царства священников, якобы «идеального во всех отношениях», ссылаясь на экслюзивное право на Святую Землю, полученное якобы евреями от Творца Мира под определенные условия. ( Какие?). Вы призываете к сворачиванию «Сионистского проекта».
    9) Да, история действительно ничему не учит! Вы уже, очевидно, забыли, что существование 2го Храма закончилось его полным разрушением, резней между защитниками Иерусалима и священниками, отказывавшихся брать в руки оружие и защищать город, и гибелью более 1 миллиона евреев. Почему же тогда Творец не защитил евреев? Почему он не защитил их в Великую отечественную войну, когда погибло 6 миллионов евреев, в том числе более 60 человек рода моего деда Янкеля? Да, Вы очевидно правы, что населению Израиля сейчас, или через несколько лет, все равно придется делать выбор между царством священников и светским еврейским государством. Вот до чего дошло заигрывание болезненно властолюбивого Нетаниягу с ортодоксами, и опора на них в борьбе за власть. Партия «Ликуд» и Нетаниягу просто стали исполнителями и заложниками любых их требований. Учащиеся иешив полностью освобождены от службы в армии. Уже сейчас Кнессет безропотно отдал ортодоксам Комитет по финансам.
    10) Войдя в правительство, они потребуют возглавить Министерство финансов. Полностью зависящий от них Нетаниягу будет вынужден выполнить и это их требование. Распределять средства и штрафовать нарушителей – это их любимое занятие. Заложниками стал весь Израиль. В борьбе за власть Нетаниягу и ортодоксы, очевидно, забыли, что мы живем в 21 веке, веке невиданных достижений в промышленности и сельском хозяйстве, веке освоения космоса, в постиндустриальную эпоху высоких технологий, веке изменения военной доктрины и средств ведения войны. На что может рассчитывать в такое время царство священников, государство Галахи времен 2го Храма, знающее только Тору, окруженное со всех сторон многочисленными врагами, в том числе такими высокоразвитыми, как Иран? Что будет с государством Израиль через 20 – 30 лет, когда ортодоксы будут составлять большинство населения? Что ждет наших детей и внуков? Только «лохи» могут поверить Вам, Шошана, о создании процветающего царства Галахи. Совершенно прав был бывший заместитель начальника Генштаба Яир Голан, когда писал: «…ультраправые опасны для существования Израиля, как демократического государства, они проповедуют вещи, не совместимые с принятыми демократическими процедурами…». Никто не отрицает заслуг Нетаниягу перед страной в развитии экономики Израиля и в международных отношениях. Но, безумное освобождение более тысячи террористов в обмен на одного нерадивого израильского солдата, блокирование закона о смертной казни террористам, невообразимое проведение съезда террористов в тюрьме «Рамон», а также провалы в общественном здравоохранении, в строительстве социального жилья, в состоянии школ, в создании огромного бюджетного дефицита, и т.д., во многом нивелируют все заслуги и достижения Нетаниягу. А его полная зависимость от ультраправых, стремящихся к созданию «царства Галахи», становится опасным для самого существования Израиля, как передового демократического светского государства, сохраняющего одновременно все еврейские ценности в личном плане.

Написать комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.