Май
15
Верх взяла местечковая эмоциональность

Поэт Владимир Баграмов (вечная память), спустя десятилетия после войны, которую «там» мы все называли Великой Отечественной, в одном из своих стихотворений создал образ бывших фронтовиков. Он назвал этих людей почтительно-бережно и с большой буквы: “войны минувшей Человеки”. Вряд ли найдется еще одно словосочетание, которое простыми и поэтичными словами так ярко и лаконично способно выразить те чувства, которое мы, их дети и внуки, испытываем к фронтовикам, защитившим свое Отечество и победивших нацистскую чуму, обеспечив тем самым наше будущее.

В майские праздничные дни, а в этом году кроме Дня Победы на май выпал еще и День независимости государства Израиль, невозможно обойти эту тему и лишний раз не отдать должное не только тем, кто упокоился, но и тем, кто проявляет свою стойкость и креативность на последних рубежах своей жизни. В Израиле есть лишь одна организация – Союз воинов и партизан – инвалидов войны с нацизмом (СИВ), которая состоит исключительно из фронтовиков и вдов уже почивших воинов – инвалидов ВОВ. Именно в этой организации шеренги редеют «более чем».

В Израиль приехало не так уж и много таких людей, а спустя двадцать лет Большой алии, одним из них уже за девяносто, а тем, кто вступил в войну в средине и позже, почти девяносто. Если вспомнить, что в этом возрасте и груз болезней особенно тяжел, то остается только удивляться активности некоторых фронтовиков в общественной жизни.

В городе Арад отделение СИВ возглавляет Григорий Рефас – Почетный член этой организации, являющийся членом президиума ЦК и секретариата СИВ. «Когда я в 1996 году принял отделение, – говорит он, – нас было сто двадцать человек, а на сегодняшний день осталось двадцать пять, и я самый молодой из них – мне всего восемьдесят семь лет».

Арад инвалиды войны Рефас ГригорийНе просто так господин Рефас из раза в раз переизбирается председателем арадского отделения. Достаточно перечислить его инициативы только за минувший год. Прежде всего стоит отметить, что наладился контакт фронтовиков с учащимися Тихона – учебного заведения образовательной системы ОРТ. Не один год Григорий пытался осуществить это, полагаясь на обещания мэра. Теперь старшеклассники приходят в гости в музей фронтовиков, навещают инвалидов на дому, предлагая посильную помощь, а инвалиды в плановом порядке выступают на уроках истории в школе или у монумента «Скорбь и Победа».
Арад Инвалиды ВОВ с учениками ТихонаИнвалиды ВОВ в гостях в Тихонеинвалиды ВОВ в гостях в Тихоне ОРТ
Продолжается ежегодное участие инвалидов ВОВ в награждениях победителей борцовских турниров. Они, как правило, приходят к открытию соревнований, участвуют в приветствиях, заседают в президиуме и в конце турнира вручают медали и дипломы отличившимся. В возрасте под девяносто не так и легко провести весь день в спортивном зале без перерыва на отдых и перекус. В минувшем 2013 году на мемориале памяти Ханана Барака реализовалась очередная инициатива господина Рефаса. Был учрежден и вручен кубок «За волю к Победе» имени генерала в отставке Романа Ягеля, президента СИВ.

Развивая спортивную тему, Григорий Ирмович обратился в Федерацию спортивной борьбы Израиля с просьбой учредить турнир посвященный Дню Победы. Вот что сказано в ответном послании: «Уважаемый господин Рефас, благодарю Вас за обращение в Федерацию борьбы Израиля. С удовольствием поддержим Вашу инициативу по поводу организации турнира в честь Победы над фашистской Германией. С уважением, Гоча Цициашвили, президент Федерации спортивной борьбы Израиля».

В том же минувшем 2013 была издана книга «Войны минувшей Человеки», которая появилась на свет благодаря идее господина Рефаса. В Араде при финансовой поддержке муниципалитета в свое время была переиздана во второй раз, появившаяся на свет в 2007 году  книга «Поколение победителей» (редактор-составитель Т. Виткин, инвалид ВОВ), в которой в виде очерков были представлены инвалиды и ветераны войны, проживающие в Араде. Но ряд активистов и интересных людей из числа инвалидов войны туда не попали. Чтобы восполнить этот пробел, и, опираясь на одобрение и поддержку нынешнего мэра, решили взяться за новую книгу. Однако автор книги, которому поручили эту работу пошел дальше и развил идею таким образом, что в ней раскрывается не только тема воинов ВОВ, но и другие: сохранения памяти о жертвах Катастрофы и героизма еврейского народа, а также павших воинов ЦАХАЛа.

Арад"Войны минувшей Человеки" книга Г. Нисенбоймаский комитет отделения СИВ представил эту книгу в Фонд увековечения еврейского героизма на конкурс историко-литературных произведений за 2013-2014гг., и ее автор получил диплом лауреата Фонда имени И. Зандмана и А. Коэна. Это уже второй такой диплом – первый был получен им с премией в 2012г. за книгу «Формула Гете». Книга, созданная в Араде, была принята в национальные и музейные библиотеки Израиля, США, России и Германии о чем свидетельствуют благодарственные письма в адрес арадского СИВ.

Вот что, в частности, сказано в Грамоте дарения основного спонсора издания книги: «Господинам Григорию Нисенбойму и Григорию Рефасу…….Фонд Эбенэзер в Гамбурге (Германия) выражает глубокую благодарность за оказанную Вами честь и доверие разрешить нам принять участие в публикации книги, которая является литературным памятником ветеранам Второй мировой войны…». Вторым спонсором издания явился фонд христианской коалиции «Рука помощи Израилю». Странно, не правда ли? Христиане спонсируют издание книги с еврейской темой. И это в то время как по всей стране подобные издания на русском языке субсидируются Министерством абсорбции, при поддержке муниципалитетов, а кое-где даже переводятся на иврит. В Араде же, наша мэр, не стала поддерживать издание этой книги, ровно как и управление абсорбции города.

В продолжение развернутого по всей стране историко-литературного Проекта по сохранению памяти о былом и, главным образом, о фронтовых сороковых, в этом году были созданы две книги небольшого формата: “Сквозь объектив времени”, автор Михаил Шистер и «Широка земля моя…», автор Григорий Рефас, изданные на собственные средства самих авторов.
Последняя инициатива Григория Ирмовича – это информационная газета “ИНФОИН”, отражающая деятельность возглавляемого им сообщества. Премьера этой инициативы была подготовлена к первому мая. В нем в виде отчета отражена описанная выше деятельность.

Однако мэр города, после ознакомления с материалом отказалась, как и в случае с книгой «Войны минувшей Человеки», от своих обещаний позаботиться о выпуске этой газетки. Нашему мэру не впервой принимать решения по понятиям, словно местечковый градоначальник. Остановило ее  всего лишь упоминание  на одной из страниц “ИНФОИН” «некошерного» в ее понятиях имени автора книги, (к слову сказать, члена Союза писателей Израиля и почетного доктора наук Европейского университета в Ганновере).

«Некошерность», читай независимость мнения этого человека в оценке деятельности власть предержащих, не укладывается в мэрские понятия, в то время как доступно широкой общественности. Общественный пирог она распределяет только между теми, кто голосовал за нее на выборах мэра. Однако в случае с “ИНФОИН” верх взяла местечковая эмоциональность. И она отказала в обещанном уважаемым людям, далеким от прагматизма, которые из раза в раз на выборах таки да отдают свои голоса за нее, несмотря на то, что вот уже вторую каденцию, она раздавая обещания, не помогла им решить практически ни одного насущного вопроса.

Однако члены комитета арадского СИВ отказались выкинуть из верстки упоминание о своей книге. Выручили друзья из «Атид хадаш ле Арад» (местное общественное движение во главе с Нисаном бен Хамо). Они, доверяя пожилым людям и, уважая их самостоятельность и интеллектуальные способности, безо всякого фейс-контроля и, не проверяя сверстанный материал, спонсировали первомайский выпуск информационной газетки, часть страниц которой посвящены Дню независимости Израиля.

Нисенбойм Григорий
Фотоавтора и из архива СИВ

Почитать по теме ещё и ещё вот здесь

1 571 Просмотров
9 комментариев

9 комментариев to “Верх взяла местечковая эмоциональность”

  1. Владимир Says:

    Вот что написал в книжке Секреты иврита Э. Трахтман:
    “В израильском обществе в течение многих десятков лет муссируется миф о так называемых сорока годах.
    по представлениям {коренных} израильтян евреи, приезжающие из рассеяния в Израиль, обладают неполноценностью по сравнению с ними самими, которые родились здесь.
    В подтверждении этой теории приводится рассказ об исходе из Египта, в котором Б-г решает, что только поколение, рождённое на свободе и не познавшее египетского рабства, а также “вкуса котелка с мясом” вступит на обетованную землю, и поэтому сорок лет будут сыны Израиля бродить по пустыне, пока не вымрут последние евреи, которые ещё помнят рабство. Точно так же, согласно этому мифу, и вновь прибывшим не суждено быть признанным полноценными свободными израильтянами, и только ваши дети (какое утешение!) удостоятся такой чести. А что касается вас, то, слава Б-гу, есть ещё улицы подметать. … Мы знаем как бы мы с вами это назвали”.

    Но вот ЧТО ДЕЛАТЬ, Трахтман так и не пишет, хотя его книга посвящена Секретам иврита.

    Я же со своей

  2. Владимир Says:

    стороны, как археолингвист и историк Израиля в ЗАСЕЯНИИ, скажу, ЧТО надо делать.
    Надо показывать в первую очередь сабрам, что РУССКИЙ ЯЗЫК построен на словокорнях иврита – КАЖДОЕ слово РУССКОГО ЯЗЫКА.
    Такие же слова есть во всех цивилизациобразующих языках ЕВРазии.

    Следовательно, народы ЕВРазии, не только евреи по маме и папе, являются естественными РОДСТВЕННИКАМИ по КОЛЬ-ТОРЕ Израиля через 10 колен Израиля, посеянных Б-гом среди народов.
    А кто в этом сомневается, пусть откроет Танах, книгу Исаии, особенно 42:6, и прочтёт что там написано.
    Если же мыв и дальше будем обижаться на местечковость местных сабров и ничего не делать, то и дальше будем получать щелчки по нашим еврейским носам.

    Кто хочет узнать подробности, мой телефон – 052-7284036

  3. Раиса Says:

    Григорий, спасиб за статью. С безмерной благодарностью ко всем участникам ВОВ. Мне стыдно за такое поведение нашего мера.
    Впервые от Вас узнала о существовании местного общественного движения “Атид хадаш ле Арад”.

  4. Михаил Says:

    Как же высоко поднялась КОЧКА зрения нашего мэра, мэра, по её понятиям, членов НДИ и дати, а не всех жителей, даже инакомыслящих! Жаль, думал, был уверен, что разум идёт впереди эмоций…И мелкой пакостности.
    Желаю здоровья и до 120-ти нашим освободителям! И освобождённым…

  5. admin Says:

    Владимир, среди наших хватает местечковых комиссаров. В рассмотренной статья об этом и речь, правда “наша” мэр находится в плотном кольце окружения местных, поскольку в горсовете в ее фракции нет ни одного русскоговорящего депутата.

  6. admin Says:

    Раиса, возможно Вы просто дезориентировались в названиях. Ведь на последних выборах этот список набрал больше всех голосов в том числе и больше чем список мэра, но она одержала верх благодаря политическому трюку- раз. Два – за счет наивности некоторой части русскоговорящих избирателей. Три – за счет муниципальных ресурсов, находившихся в ее руках и, прежде всего, так необходимых общественности бесплатных помещений. Бомбоубежища, бывшие дет. садики, спортзалы и МАТНАС – это огромный электоральный ресурс для получения голосов, – это многие сотни детей-кружковцев, за спинами которых еще большее количество родителей и родственников, это творческие коллективы взрослых, молящиеся в помещениях переоборудованных под синагогу и т.д. За “халявные” (читай муниципальные) помещения всегда все стоят в очереди – харедим, танцевальные и вокальные кружки, которые пели и отплясывали в предвыборную компанию в пользу мэра и прочее тому подобное. Так что то, что вы прочли в моей статье это цветочки. О ягодках даже говорить противно. Но… всему свое время! Авось тошнота и пройдет.

  7. костя Says:

    Наша местная власть уже давно хорошо известна тем, что во всём ищет политическую выгоду и многие проекты и начинания “не своих людей” или не сулящие ей политических дивидендов, остаются без поддержки и внимания в лучшем случае, а в худшем – так и палки в колёса вставят, не постесняются…

  8. Михаил Says:

    Костя, целиком поддерживаю, сам испытал…

  9. admin Says:

    Да, подтверждаю, – этот Михаил точно не СУЛЯщий

Написать комментарий