Май
26
Харедимный город в Негеве: о чем не знает министр Галант

автор: Шошана Бродская

харедимВ начале мая активизировались разговоры о создании в Северном Негеве нового крупного ультра-ортодоксального населенного пункта. Город, который был “придуман” и намечен на карте еще в 2007-м году, имеет рабочее название “Ксиф” (от названия соседнего бедуинского поселка Ксейфа; разумеется, “харедим” придумают городу “свое”, более благозвучное для еврейского уха название, как они переименовали Модиин-Илит в Кирьят Сефер. И поделом: в каком воспаленном мозгу родилась идея дать городу в пустыне название, означающее сорт рыбы?).

Вокруг нового города вот уже 10 лет не утихают споры. Сторонники строительства – вовсе не сами “харедим” (они как раз ворчат, что их снова загоняют на периферию), а политики сионистской ориентации, которые считают, что только “харедим” с их высокой рождаемостью способны остановить бедуинскую экспансию в Негеве. При помощи города Ксиф и еще нескольких более мелких населенных пунктов министр строительства Йоав Галант (“Кулану”) намерен создать непрерывную полосу еврейских поселений вдоль 31 шоссе, соединяющего город Арад (и далее – побережье Мертвого моря) с центром страны через перекресток Шокет.

На данный момент, вдоль всего шоссе бесконтрольно разрастаются бедуинские деревушки и хутора, только незначительная часть из которых имеют на это разрешение. Один из многих печальных результатов этого “тихого захвата” – многочисленные аварии на шоссе из-за пиратских, зачпстую не отвечающих требованиям дорожного движения съездов в сторону незаконных населенных пунктов.

То есть, парадоксальным образом, правительство намерено использовать “харедим” в сионистских, если не сказать поселенческих, целях.  
Противники строительства города делают упор в своей критике на два основных аспекта: недопустимость создания высокой концентрации экономически слабого населения на удалении от центров занятости и уникальный археологический и экологический характер местности, который наверняка нарушит крупный город.

На самом деле, “доводы против” откровенно слабы. Специфика “харедимной” общины как раз в том, что она относительно автономна в смысле занятости: большая часть заинтересованных в трудоустройстве находят работу внутри общины – в сфере образования и воспитания, обслуживания, торговли и пр. Кроме того, город проектируется в получасе езды от Беер-Шевы, где желающие смогут найти себе работу практически в любой области, и доехать туда будет проще, чем из одного конца Иерусалима в другой в часы “пик”. А уникальный характер местности в нашей стране, слава Б-гу, встречается слишком часто, чтобы отказываться из-за этого от ее заселения.

Но есть один аспект, который ни противники, ни сторонники постройки Ксифа в своих дебатах пока не затронули. Этот аспект – не экономический, не политический, не социальный, а… мессианский.
Поразительно, но создание крупного населенного пункта как “спального района Иерусалима” примерно в том месте, где запланирован Ксиф, предсказано пророком Ехезкелем.

В последней главе своей книги Ехезкель описывает, как будет проходить раздел Святой Земли на колена в мессианские времена. Согласно этому пророчеству, примерно в центре Земли Израиля, от широты Иерусалима до 31-го шоссе, будет располагаться “Трумат Кодэш” – территория, выделенная еврейским народом для Храма и храмовой службы, а также города Иерусалима как населенного пункта с особым статусом (в смысле – являющегося достоянием всего народа, а не определенного колена).

По описанию Ехезкеля, жилые районы Иерусалима “освободят место” в северной части этой территории (современный Иерусалим и южнее) для объектов, связанных с храмовой службой, жилищ коэнов, левитов и паломников, и переместятся на юг Хевронского нагорья и в граничащую с ним долину Арада. Из приводимых Ехезкелем цифр достаточно легко вычислить точные границы будущего южного “города-спутника” Иерусалима: это территория в 15 км. шириной с севера на юг, южная граница которой примерно совпадает с 31-м шоссе, а северная доходит до поселений Хевронского нагорья (Сусия и др. ). То есть, речь идет об огромном по израильским масштабам населенном пункте, сравнимым по площади с современным Иерусалимом.

Новый город может быть интересен и с еще одной точки зрения. Израильский Негев, особенно в районе Мертвого моря – одно из самых солнечных мест в мире: около 350 солнечных дней в году, причем излучение в этой местности имеет оптимальный спектр для производства гелио-электричества. Несколько южнее расположена крупнейшая в Израиле солнечная электростанция “Арава”. Однако электростанции такого типа неэффективно занимают огромные площади, портят ландшафт и не могут увеличивать свою мощность, так как это требует выведения из хозяйственного обращения все новых площадей.

Другое дело – большой по масштабам город со множеством пустующих крыш и навесов (например, над детскими площадками, тротуарами), на которых можно разместить солнечные панели без ущерба для чего бы то ни было. Если планировщики города учтут эту опцию, мы сможем получить город, полностью автономный от подачи электричества из центра страны. А если еще и спланировать улицы так, чтобы дать “зеленый свет” велосипедистам и мелкогабаритному электротранспорту, то экологи, надеюсь, снимут все свои претензии к новому городу.

1 029 Просмотров
2 комментария

2 комментария to “Харедимный город в Негеве: о чем не знает министр Галант”

  1. Дмитрий Says:

    Bдея интересная. Только я чрезвычайно слабо понимаю соединение двух понятий:”датишные” и “современный город”. Про велодорожки порадовало и гелиоэлектричество. Из всей этой научной фатастики на реализм похоже одно-харедим дико расплодятся и бедуины со страху удерут южнее, к Эйлату.Но мне лично при таком “городе” станет пострашнее кататься по 31 шоссе,чем при довольно дружелюбных бедуинах-раздолбаев.

  2. Шошана Says:

    Вы имеете в виду в субботу? :))
    На самом деле, моя оригинальная идея заключалась в том, чтобы подвигнуть правительство (и прежде всего, религиозные партии) создать “город харедимного хай-тека”. Харедимные колледжи выпускают ежегодно несколько сотен девушек-программисток, электронщиц, тестеров и пр. Больше половины из них не находит работу по специальности и в итоге устраиваются нянечками, продавщицами и кассиршами. Потратив на двухгодичное обучение порядка 30 000 шек. Причин этому несколько, в частности – панический страх работодателей перед приемом на работу харедимной женщины, и не менее панический страх харедимной девушки перед работой в светском коллективе.
    Если бы удалось собрать в одном населенном пункте высокую концентрацию харедимных программистов (это может быть условием покупки квартиры – чтобы в семье хоть у одного из взрослых была специальность из сферы хай-тека), то хай-тек корпорации и старт-апы с удовольствием откроют там отделения (дешевая рабсила и низкая арендная плата и арнона), и люди смогут работать в комфортных для себя условиях, с себе подобными. А образованность и современность – это вещи, которые всегда идут вместе. Если жители города будут образованными, то и 31-е шоссе будет безопасным:)))
    А ездить в шабат все равно не нужно.

Написать комментарий