Ноя
26
…плюс харедизация всей страны

Израиль ускоренно движется к созданию теократического государства. Ортодоксы от иудаизма ничего не производят, кроме себе подобных, не признают светского образования, не хотят служить в армии. Паразитируя на светской работающей части населения, ультрарелигиозные граждане, усиливая  ортодоксальный диктат, ослабляют экономику и обороноспособность государства.

Государству Израиль минуло 65 лет. Ныне население его превышает восемь миллионов человек. К началу 2013 г. количество евреев в Израиле превысило шесть миллионов человек, что составило 75,4 % всего населения страны. На протяжении всей истории в стране наряду с евреями соблюдаются равные юридические права всех религиозных и этнических групп – арабы (мусульмане и христиане), друзы, бедуины и другие. Надо отметить, что арабы, составляющие более 20% населения страны, хотя анонимно и не признают израильское государство, являются его полноценными гражданами. Столица страны Иерусалим считается священным городом трех религий – иудаизма, христианства, ислама – центром управления иудаизмом и колыбелью христианства, при том, что в Коране Иерусалим совсем не упоминается. Израиль был задуман как демократическое нерелигиозное государство. Однако прошло много времени с момента его зарождения и стали появляться сомнения.

харедим ультраортодоксы арадНе сразу хвост стал вертеть головой
Отличительной особенностью страны является наличие двух официальных идеологий. Первую представляет иудаизм – древнейшая из известных религий человечества и одновременно – национальная религия еврейского народа, которая характеризует его религиозное, национальное и этническое воззрения. Вторая официальная идеология – сионизм. Как мировоззрение, он представляет еврейское национальное, политическое движение, направленное на объединение и возрождение еврейского народа на его исторической родине – Израиле.

Евреи, общей численностью 13,4 млн. человек (2010 г.) проживают более чем в 90 странах мира. Из них 83% – в США и Израиле. Остальные 17% – разбросаны по разным странам мира. Согласно Закону о возвращении, принятого Кнессетом в 1950 г., правом получить гражданство страны обладают евреи и люди еврейского происхождения.

Религиозный сектор в Израиле сегодня можно рассматривать как самостоятельный организм внутри государства. Около 12% населения считают себя со-блюдающими традиции, 9% – религиозными, 8% – ортодоксально-религиозными. Эти цифры однозначно свидетельствуют о внушительном числе еврейских религиозных ортодоксов, последовательно выполняющих предписания иудаизма и составляющих ортодоксальную общину. (Согласно Закону о регистрации населения от 1965 г. в удостоверении личности граждан заносились сведения о вероисповедании и национальности.

В 2006 г. такой порядок был отменен). Доля ортодоксов ныне составляет 12% населения страны. По данным социологического исследования, проведенного Институтом промышленности и торговли, через 20 лет доля ортодоксов в составе населения страны возрастет до 15,1%. По подсчетам демографов к 2050 году в стране будет 50% религиозных евреев. У израильской ортодоксальной семьи в среднем имеется восемь детей. В 2010 г., например, треть израильских новорожденных появились в семьях ультраортодоксальных евреев. Их численность в Израиле каждые десять лет возрастает чуть ли не вдвое. Если так будет продолжаться, то харедизация всей страны не за горами.

Следует отметить, что за первое десятилетие текущего века число учащихся в общеобразовательных школах сократилось на 3%, а в системе религиозного образования увеличилось на 51%. Согласно данным ЦСБ Израиля (август 2012 г.) через пять лет количество учащихся в образовательных ультраортодоксальных учреждениях увеличится с 12-ти до 18%, а доля государственного образования составит 41% по сравнению с 52% в 2001 г. Ортодоксальный сектор увеличит число своих учеников вдвое.

Из второстепенной незначительной маргинальной группы ультрарелигиозная община Израиля трансформировалась в реальную политическую силу.
Беспрерывно возрастая, она расширяет и усиливает свое воздействие на жизненно важные – экономическую и социальную сферы деятельности общества. Одним из симптоматичных проявлений происходящего является появление в разные периоды религиозных партий. В 1956 г. сформировалась национально-религиозная политическая партия Мафдал. До 1984 г. ведущей была партия ультрарелигиозных евреев Агудат-Исраэль. В 1983г. образовалась ультрарелигиозная политическая партия ШАС, которой руководит Совет мудрецов, состоящий из четырех раввинов. В 1992 г. была создана партия Яхадут ха-Тора, представляющая блок двух партий.

харедим ультраортодоксы арад Где же собака зарыта?
Роль и влияние религиозных партий на израильское общество возрастают по нескольким причинам. Между ортодоксами и израильским светским обществом всегда были постоянные трения. Конфликт между светской и религиозной частями общества назревал давно, постепенно разросся, приобретя постоянный характер. Первоначально серьезным толчком тому явилось соглашение Статус-кво, заключенное на заре создания государства в 1948г. Оно, соглашение, стало результатом, прежде всего стремления израильского общества к компромиссу, попытка сохранить национальные традиции в государственной и общественной жизни. Содержание соглашения включало ряд уступок, сделанных первым правительством страны религиозным кругам.

С течением времени они были подтверждены законодательно. В рамках соглашения определялось: рассмотрением вопросов юрисдикции в области семейного права (браки, разводы) занимаются религиозные суды; запрет на работу по субботам (официальный день отдыха), и в дни религиозных праздников государственным учреждениям, общественным заведениям, промышленным предприятиям, сфере обслуживания, общественному транспорту; запрещение продажи квасного в праздник Песах; признание и финансирование особой системы религиозного образования. Статус-кво был провозглашен более шести десятков лет назад в совершенно другом по качеству государстве. Большинство из оговоренных в нем уступок имеют силу и по сей день, не вызывая особого восторга общества.

Последствия таких уступок в изменившемся коренным образом в 21 веке государстве негативно отражаются на отдельных слоях населения. В нынешней весьма непростой ситуации в стране действуют законы, над которыми не имеет власти даже парламент. Одновременно растет неуважение к законам, принятым Кнессетом. Совсем неудивительно, когда указания рава для ультрарелигиозных евреев более значимы и стоят выше таких государственных учреждений как Кнессет и Верховный суд. В 1949г. было создано Министерство по делам религий, оказывающее услуги верующим всех религий. В 2003г. вследствие коалиционного соглашения между партиями Ликуд и Шинуй оно было упразднено, а в 2008г. решением Кнессета было вновь восстановлено.

Указанному министерству подчиняются главный Раввинат Израиля, религиозные советы страны при муниципалитетах и поселковых советах.
Нельзя не отметить, что религия в Израиле является условно объединяющим и одновременно разъединяющим фактором. Проблемы в отношениях между религией и государством, конфликт между религиозным и светским населением, порожденные соблюдением Статус-кво, не исчезают.
Речь идет о желании религиозного сектора, ультраортодоксов навязать 90% населения государства свой образ жизни. Все это ни прямого, ни косвенного отношения к религии не имеет. Это – нечто иное!

Несмотря на то, что религиозный сектор представляет меньшинство населения, его усилия не ослабевают. Однако, как гласит народная мудрость, все хорошо в меру. Статус-кво в нынешнем его виде превратился в тормоз развития государства и нуждается, по меньшей мере, в пересмотре.
Среди давно обозначившихся направлений, нацеленных на вмешательство ультрарелигиозной общины в светскую жизнь современного Израиля, выделяются: юридически-правовая область; ответственность исполнения гражданских обязанностей перед государством; деятельность предприятий, учреждений, ор-ганизаций (включая зрелищные и транспорт); экономика; социальное обеспечение; образование; политика.

Жестокая ирония состоит в том, что соглашение Статус-кво между религией и государством предполагалось, но не стало залогом обоюдного согласия отношений. Более того, из двухстороннего оно со временем трансформировалось в одностороннее. Этот застарелый конфликт имеет много оттенков. Представляется недопустимым, когда незначительное число ортодоксов позволяет себе вмешиваться в жизнь всех звеньев общества, диктовать свои правила. Они демонстративно предъявляют государству все новые требования, настаивая на дальнейшем расширении круга уступок. А что же в ответ ультимативному поведению и, по существу, диктату ультрарелигиозного сектора предпринимает государство?

В своем стремлении односторонне поддерживать статус-кво религиозным сектором государство чрезмерно часто отворачивается и делает вид, что не замечает нарастания напряженности. Как-то польский писатель Стефан Гарчинский заметил, что религия, не идущая на компромиссы, не может быть всеобщей.
В Израиле не спешат решать многолетние и вновь появляющиеся проблемы, обусловленные противостоянием светского и религиозного населения. Поэтому говорить о какой-либо гибкости в попытках смягчить кризисные ситуации не приходится.

О том, что назрела необходимость перемен красноречиво свидетельствуют характер и содержание реализованных требований и уступок государства религиозному лагерю. Согласно исследованию Международного валютного фонда (МВФ) одним из слабых мест израильской экономики является неучастие значительной группы населения – ортодоксов в экономической жизни страны. Отмечается, что среди мужчин-ортодоксов работают лишь 40%. Ныне их доля составляет 45%, тогда как средний показатель по всему народному хозяйству Израиля равен 72%. Не лишним будет отметить, что на протяжении всей истории, проживая в разных странах, религиозные евреи всегда зарабатывали себе на жизнь упорным трудом. Вызывает удивление неучастие многих ортодоксов на рынке труда в Израиле.

По расчетам того же МВФ при участии ортодоксов в экономической жизни страны в масштабах, сопоставимых с другими группами населения, валовой национальный продукт Израиля увеличился бы на 15%. На конференции “Израиль-2021: Каким ему быть?” (январь 2011 год) отмечалось, что Израиль мог бы входить в число 15 самых богатых государств мира, если бы арабы и ортодоксы участвовали в трудовой деятельности.

харедим ультраортодоксы АрадВот в этом «собака и зарыта»
Обратившись к сфере образования, нельзя не признать, что государство давно смирилось с отсутствием базового образования в ультраортодоксальном секторе, тратя при этом огромные средства на содержание принадлежащих ему учебных заведений. Школы для детей из ортодоксальных семей работают по специальным программам, где о современном светском образовании не может быть и речи. Функционирование религиозных школ практически находится вне сферы контроля министерства просвещения. Учащиеся, не изучая математику, физику и другие естественные дисциплины, лишены возможности получать знания, нужные для рынка труда. Обучение почти полностью сводится к религиозным дисциплинам.

В отличие от сверстников государственных школ к моменту выхода на рынок труда они отстают в своем развитии. В ортодоксальном секторе не придают значения аттестату зрелости. По данным ОЭСР за 2009 год аттестат зрелости получили всего 8,6% выпускников ультрарелигиозных школ, почти вчетверо меньше, чем в светском секторе. Следует ли удивляться тому, что в отличие от Израиля ни одно государство не позволяет религии брать под свой контроль систему образования. Изумляет и то, что, претендуя на особое положение и получая ассигнования от государства, учащихся ориентируют на отрицание государства. Причем, очевидная абсурдность сохраняется десятки лет. В результате подавляющее большинство ультраортодоксов обречено на безработицу, бедность и зависимость от социальной помощи.

В отчете, представленном Израилю в мае 2013г. Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), жестко критикуется образование в религиозном секторе, не дающее выпускникам ешив подобающие 21 веку инструменты для выхода на современный рынок труда. Критикуются израильские власти за финансирование религиозных учебных заведений, в которых не изучаются основные предметы общеобразовательной школы – английский, математика и естественные науки. Отмечается, что государство должно прекратить финансировать учреждения, в которых не изучают общеобразовательные дисциплины. Специалисты организации подчеркивают, что израильское общество не может себе позволить оставить такую большую группу молодежи за рамками экономики.

проф. СЕМЕН ШУЛЬМАН
СЛАВА КАМЫШЕВ

Почитать по теме ещё

1 550 Просмотров
14 комментариев

14 комментариев to “…плюс харедизация всей страны”

  1. Гарик Says:

    ОТВЕТ
    Тема «тунеядства» харедим вызывает глубокую и постоянную озабоченность в Израиле, поэтому попробуем разобрать ваши опасения по порядку.
    * Если все будут учиться, кто тогда будет работать?
    Еврейский «перекос» описал ещё давным-давно царь Давид в своих Псалмах (27:4): «… пребывать бы мне в доме Б-га все дни жизни моей…». Еврейский идеал – посвятить свою жизнь изучению Торы, личному совершенствованию и духовной жизни.
    По-видимому, услышав подобное, вы и ощутили сильное опасение: а что произойдёт, если еврейский народ, все как один, бросится выполнять эту мечту, то кто же тогда будет работать?!
    Во-первых, не стоит уже сейчас начать нервничать, так как, к сожалению, такой тенденции на данный момент в народе пока не заметно.
    Во-вторых, если даже предположить, что это случится, тоже не стоит пугаться, ведь это и будут дни прихода Машиаха, и тогда всё в мире изменится, включая потребность в работе.
    * А почему «харедим» поголовно не работают?
    Вы, по-видимому, имеете в виду, что все остальные жители Израиля «поголовно» работают, и только «эти» – «увиливают»? Поинтересуйтесь в статистическом бюро Израиля, там знают, как все «поголовно» работают. А вот как харедим «увиливают», можно увидеть своими глазами в любом религиозном районе. Там во всех сферах работают люди религиозные. Поэтому «никто не работает» лучше исправить на «частично…».
    Так кто же не работает? Кто эти «паразиты» и «тунеядцы»?
    В первую очередь, это ученики йешив. Правда, к ним претензий должно быть меньше. Ведь так же как от студентов не ждут, что они выйдут работать, пока учатся, так и от учеников йешив не стоит ожидать, что они вольются в ряды трудящихся.
    А основные «тунеядцы» – это учащиеся коллелей, то есть, женатые евреи, которые вместо работы продолжили учёбу. И хотя их не так много и в подавляющем большинстве их жёны работают (при этом нигде нет правила, что оба супруга должны работать), этого достаточно, чтобы вызвать у людей самые разные чувства. У тех, кто постарше – досаду, «к станку бы всех», у тех, кто помоложе – сожаление, «сколько программистов пропадает»… Вот в основном про них, учащихся коллелей, у нас и пойдёт речь.
    * Почему работа – грех?
    Если вы уж напомнили о грехах, то замечу, что необходимость работы, как средства достижения пропитания, действительно появилась в мире именно из-за греха. Первый Человек был сотворён не для физической работы, но когда он согрешил, был наказан: «В поте лица своего будешь есть хлеб…» Берешит (3:19). То есть, до греха Адам ел хлеб без пота, без усилия и работы, а вот после греха образовалась реальность, вынуждающая человека постоянно работать, чтобы выжить. Это не благословение, а проклятие. Поэтому слова «раб» и «работа» имеют тот же корень. И хотя многие полагают, что Человек был сотворён быть рабом работы, изначально не в этом была цель его Творения, а в достижении духовного совершенства.
    Важно отметить, что там, в конце истории, исправив первородный грех, человечество вновь придёт в состояние, когда не будет более надобности работать.
    * Спор мудрецов о необходимости работать…
    Итак, изначально человек не был сотворён для работы, у него другая цель появления в мире. Поэтому еврейская мысль не только не видит работу как самоцель, но даже как средство для существования подвергает сомнению. И спор на эту тему существует ещё с древних времён. В трактате Брахот (35,б) есть знаменитая полемика между рабби Ишмаэлем и рабби Шимоном бар Йохаем, его сокращённо называют РАШБИ. Рабби Ишмаэль утверждал, что еврей должен учить Тору, но ему так же необходимо работать, чтобы обеспечить пропитание себе и семье. РАШБИ же утверждал обратное: нет необходимости работать. Ведь если еврей растратит время на работу, то не достигнет цели своего творения и не постигнет всей глубины Торы. Как же он будет жить? Б-г позаботится о нём и пошлёт через кого-то пропитание. Этот спор подытоживает мудрец Абае: «…многие пошли по пути рабби Ишмаэля и получилось у них, а кто выбрал путь РАШБИ – не получилось».
    Комментаторы Талмуда объясняют этот спор так. В мнении Абае нет перевеса в сторону рабби Ишмаэля, оба мнения истинны и справедливы. Оба полагают, что необходимо учиться, но Рабби Ишмаэль считал, что дополнительно необходимо и работать, чтобы обеспечить себе пропитание. Это мнение рассматривается как общее правило, как путь для масс, для всего народа. А РАШБИ указал на исключение из правил, на индивидуальный подход, путь для единиц. Избранные не только могут, но и должны жить полной духовной жизнью, не работая, как и сам Рабби Шимон бар Йохай, автор книги Зохар.
    Итак, путь приемлемый для большинства, это путь сочетания работы и учёбы.
    * Почему же поголовно все должны учиться?
    «Ну, я как раз это имел в виду, – обрадуетесь вы, – пошлите несколько отличников на учёбу в йешиву, а остальных гоните в шею на работу»!
    К сожалению, должен вас разочаровать, есть несколько причин, почему в наше время еврейский мир такую социальную модель отверг.
    * Изменение реальности
    Действительно, с былых времён, евреи в общей массе работали и учились, а единицы посвящали всю свою жизнь изучению Торы и служению Б-гу. Но с тех пор прошло много времени, и мир изменился. Раньше еврейские дети с раннего возраста шли получать какую-то профессию, и это никак не мешало им оставаться глубоко верующими и исполняющими заповеди Творца, так как всё окружение было этим пропитано. В нашем же поколении это совсем не так…
    В наше время еврейская улица всё меньше и меньше еврейская. И до такой степени стала нееврейской, что если парень не будет учиться в йешиве – не то, что у него будет пробел в еврейском образовании, вряд ли он вообще останется евреем, преданным Торе и даже непонятно, останутся ли его внуки вообще евреями.
    По мнению одного из величайших мудрецов нашего времени рава Якова Исроиля Каневского (Стайплера) наше время подобно «гзерат шмад» – то есть, попытке уничтожить еврейский народ, поэтому пребывание еврейских детей и юношей в йешивах – это вопрос духовной жизни и смерти. Это и есть причина, почему у нас посылают всех детей «поголовно» получить еврейское образование и воспитание.
    Но когда оно получено, когда юноши сформируются как личности, создадут семьи, вот только тогда каждый из них сможет сам решить, какой путь выбрать. То ли путь рабби Ишмаэля – и тогда пойдут учиться какой-либо профессии и искать работу (при этом строго соблюдая все еврейские законы и учась в свободное время), то ли выберут путь избранных, идущих по пути РАШБИ, и посвятят всю свою жизнь Торе и духовности.
    И до тех пор, пока нет в них этой зрелости, они должны учиться всем основам иудаизма, которые можно получить только в йешиве. И несомненно, что если они не будут так воспитаны, то не только не пойдут по пути РАШБИ, но и до пути рабби Ишмаэля не дойдут. Их еврейство будет без глубоких крепких корней, и первое же дуновение ветра снесёт кипу с их головы.
    * Продолжение еврейской эстафеты
    Другая причина, почему все «поголовно» учатся в йешивах, связана с необходимостью, чтобы в каждом поколении вырастали те несколько мудрецов, которые будут способны подняться на вершину духовной жизни и через которых пройдёт вся Тора следующему поколению.
    И уже давным-давно было замечено, что если тысяча начнёт учёбу, то… только один из них станет Раввином. То есть, для того, чтобы появились малочисленные, необходимо обучить многочисленных. И нет никакой возможности предугадать, кто в конечном счете окажется среди этих единиц. Никакой экзамен по психометрии не поможет. Тора не подобна остальным знаниям в мире. Она даётся не талантливым, а тем, кто готов всего себя отдать учёбе и работе над собой. Зачастую великими раввинами становились те, кто в детстве, а порой и в юношеском возрасте, особыми талантами не блистал, но зато они были чисты и полны желания знать. Поэтому необходимо, чтобы все еврейские мальчики, без исключения, учили Тору, чтобы у всех был шанс стать «исключительными» в поколении и из них появятся те несколько, которые продолжат эстафету еврейства на все поколения.
    * Духовная планка
    И есть ещё одна причина. Мы ставим перед нашими детьми изначально высокую цель быть среди избранных, быть еврейскими мудрецами. И причины этого просты и очевидны. Ведь тот, кто будет учиться, но, увы, не преуспеет в учёбе, сможет жить как еврей работающий, богобоязненный и устанавливающий постоянство в учёбе Торы. Но, если изначально понизим планку, будем наставлять его на путь трудоустройства, то уж точно из него мудреца никогда не выйдет. Поэтому мы желаем, благословляем и требуем от наших детей максимума. Ведь без страстного желания достичь максимума, не будет достигнут и минимум.
    А заодно, когда «многочисленные» пойдут по пути Торы, то, по крайней мере, почувствуют желание быть как те «малочисленные», и если даже не удостоятся быть среди отборного войска, смогут помогать тем, кто держит на себе всё еврейское, ценить тех, кто хранит еврейский народ и передаёт всё наследие дальше. То есть, их путь не идеал, а временное и вынужденное занятие.
    А идеалом у еврея всегда останутся слова царя Давида: «…пребывать бы мне в доме Б-га все дни жизни моей…»
    ( ( (
    Почему «ортодоксы» не ищут компромисса?
    ВОПРОС
    Мне кажется, что позиция ортодоксов по многим вопросам очень фанатична. Не лучше ли бы было искать путь сотрудничества и компромисса. Ведь гибкость позволяет жить в мире, а вы своим упрямством порождаете много ненависти к себе, ненужных споров. Погибче, друзья, без излишнего фанатизма.
    ОТВЕТ
    Жил был Мойша – религиозный еврей во всех поколениях. К нему из далёкой страны приехал родственник, Абраша. А у Абраши, наоборот, уже несколько поколений как всё еврейское украли. Через несколько дней, после первых впечатлений, он заметил, что Мойша что-то бубнит, одет непривычно и ведёт себя странно.
    – А что это?
    – Мицвот. Заповеди, повеления Б-га.
    – Что за повеления Б-га, не слышал?
    – Много лет назад наши с тобой предки получили Тору на горе Синай. Там сам Б-г повелел нам скрупулёзно соблюдать Его заповеди. И весь еврейский народ поклялся, что будет соблюдать субботу, кашрут, брит-милу, чистоту семейных отношений и т.д. С тех пор прошло более 3320 лет и, несмотря на невероятнейшие трудности, мы сохранили верность данной клятве. Никакие преследования и изгнания, войны и болезни, голод и бедность не погасили стремление жить по-еврейски и не прервали эстафету, которую мы пронесли до наших дней. Как я рад, брат мой, что могу передать её и тебе.
    – Огромное спасибо за заботу, Мойша, но я в этом наследии не нуждаюсь, и вообще, жаль, что вы так долго мучились и страдали. Более того, многое мне у вас не нравится. Вы какие-то отсталые. Может быть, вы не в курсе, но в наше время уже не надо всего этого. Мне это не нравится и не подходит. Поэтому, если можно, отмените Ваши устаревшие законы, они мне мешают.
    – Не отменим! Это вечное наследие наших отцов!
    – Ну, хорошо, не отменяйте, но зачем вам так фанатично держаться за каждую букву закона? Неужели нельзя быть погибче? Идите в ногу с духом времени, с современностью, подстраивайтесь.
    – Эти ценности абсолютные и универсальные, их нельзя менять!
    – Да брось… Уступите, немного компромисса с двух сторон – и между нами будит царить мир и гармония. Тогда я не буду вас ненавидеть, а если не проявите гибкость, буду ненавидеть. Зачем же доводить наши отношения до конфликта? Погибче!
    – …
    * О гибкости и о жёсткости…
    Гибкость – свойство важное и необходимое, вопрос только: в чём? Если сделать фундамент гибким, то вряд ли дом на нём сможет выстоять. Гибкой делают верхушку, как у дерева, но ствол и основа должны быть твёрдые и жёсткие.
    Так и в иудаизме. Тора обязывает нас быть гибкими во многом, с женой, детьми, родителями, с друзьями и даже порой с врагами, уступать, искать компромиссы, но… никак и никоим образом не быть гибким в основах иудаизма. Тора, суббота, кашрут и т.д. это фундамент, основа существования всего народа, тут не может быть никаких компромиссов.
    * Невозможно уступить не своё…
    Есть ещё одна существенная причина бескомпромиссности. Человек может уступать в том, что принадлежит ему, но никак не может уступить чужое. Тора и её законы не придуманы человеком, а даны нам Творцом этого мира. Поэтому не мы над ней хозяева, чтобы пойти на компромиссы и проявить «гибкость», искажая её и нарушая…
    ( ( (
    Почему вы не посылаете своих детей в университет?
    ВОПРОС
    Мой сын стал религиозным. Недавно в разговоре с ним я услышала мысль, что религиозные не учатся в университете. Он сам его с отличием закончил, а своих детей собирается послать в йешиву, а ведь там ничему, кроме Торы, не учат. Не пойму, почему нельзя дать им и высшее университетское образование? Как одно противоречит другому?
    ОТВЕТ
    Вы задаёте непростой вопрос, и позвольте, не избегая остроты поднимаемой темы, дать общий и нелёгкий для восприятия ответ.
    В университете получают необходимые для современной жизни знания и специальность. Вне всякого сомнения, это лучшее, что только человек мог придумать. Но, увы, это место по духу своему – нееврейское, поэтому религиозный еврей действительно не может там находиться. Есть этому две причины.
    Одна – внешняя, техническая. Учёба в Университете предполагает не только саму учёбу, но и пребывание в студенческой среде. А так как, с одной стороны, там не приняты еврейские нормы морали, а с другой, влияние среды – неизбежно, то и находиться в таком месте нам и нашим детям недопустимо. То есть, проблема не столько со знаниями, сколько с побочным эффектом приобретения этих знаний.
    Другая причина – по сути. В мире есть два принципиально разных подхода к пониманию мира и как следствие – к воспитанию молодого поколения. Один придуман человеком, и корни этого восходят ещё к Древней Греции. Другой – дан Б-гом и получен евреями на горе Синай. Это два полярно противоположных взгляда на смысл человеческого существования.
    1. В современном понимании – человек появился в мире в результате случайного процесса. А так как в случайном, по определению, принципиально нет смысла, то нет смысла и в самой человеческой жизни. А если смысла нет, а жизнь уже подарена, то как-то же её следует прожить. Как? Человечество пришло к простому ответу. Надо использовать человеческий разум, чтобы приобрести знания и умения, которые позволят, с одной стороны, избежать страданий души и тела, а с другой, принесут им максимальные удовольствия и пользу.
    2. В еврейском же представлении, Человек – Творение. Он сотворён для определённой цели, и в этом смысл его существования. Поэтому, с момента появления в этом мире и до его последнего дня, жизнь должна быть направлена и подчинена одному – достижению цели его Творения. Он должен работать над собой во всём, что сделает его более совершенным Человеком.
    Эти два подхода к смыслу жизни породили два принципиально разных способа подготовки к жизни. С 17 до 23 лет это лучшие годы жизни. Чему их посвятить? Мир придумал – университет. Евреи – йешиву.
    Рассматривая только их внешнюю структуру, а не Человека в этих рамках (ведь всегда есть шанс, что он может вырасти другим, вопреки всем устоям и внешнему влиянию), можно невооружённым глазом увидеть разницу между университетом и йешивой. Посудите сами.
    В университете человек ищет знания и информацию, в йешиве – истину и совершенство.
    В университете учат, как приобрести престижную специальность, чтобы жить на достойном материальном уровне, в йешиве обучают, как понимать этот мир, чтобы жить духовными ценностями.
    Университет воспитывает стремление к карьеризму и почёту, а йешива – к скромности и милосердию.
    Университет – место, где можно заодно легко и весело провести время, а йешива – место, где постоянно требуют соблюдения этики и морали.
    Университет подспудно развивает в человеке эгоизм, а йешива пытается развить в нём альтруизм.
    В университете строят Специалиста, в йешиве – Человека…
    Это два взаимоисключающих пути, поэтому для нас, религиозных евреев, они принципиально несовместимы!
    * Караул!
    Несложно предвидеть, что после прочтения последних строк и забыв о первых, вас может охватить волна негодования. «Всё-ё!!! По-вашему, теперь надо всё запретить! Наука не даёт моральных ценностей – закроем! Отменим физику! Компьютер – окно в безнравственность? Выкинем! Детям специальности давать не будем!» И т. д. и т. п.
    Но прежде чем вы продолжите негодовать, остановитесь. Тут была лишь высказана позиция против университета как высшей ценности, как идеи. Но, как только высшему образованию прекращают слепо поклоняться, и оно перестаёт быть идолом, появляется возможность разделения между мировоззрением и практическими выводами.
    Иудаизм не только не против научных знаний и технического прогресса, а наоборот, видит в этом повеление из самой Торы. (Бэрешит, 1:28) «… заполните землю и освойте её…». Но только это повеление народам мира, а не евреям. У евреев другая роль в мире…
    Что же касается получения специальности, то в этом вопросе у нас с вами полное согласие. Мы должны дать нашим детям возможность получить профессию. Но, при двух условиях:
    1. Это будет место, где юноши и девушки учатся раздельно.
    2. Там обучают только тому, что непосредственно связано с приобретением специальности, без лишних «общеобразовательных» курсов.
    Таких мест не много, но они есть и в Израиле и за рубежом. Так что не стоит оплакивать вашего внука, он может стать хорошим специалистом, но… прежде надо выучиться на хорошего человека!

    Этот отрывок взят из книги известного раввина Ашера Кушнира “Знай, что ответить”.

  2. admin Says:

    В книге “Богатый папа, Бедный папа” авторы т. Кийосаки и Шерон Л. Лектер, та же философия.
    В примитивном изложении можно сказать, что в книге на сравнительных жизненных примерах показывается, что работают только рабы, и учиться в университетах не надо.
    Чтобы жить привольно (читай духовно) достаточно уметь читать писать и знать арифметику.
    И даже не обязательно верить в бога.

  3. костя Says:

    Для нашего Арада это очень даже актуальная проблема. Если так продолжится еще несколько лет, получим тут религиозное большинство, диктующее свои законы и правила.

  4. alexander Says:

    Пока светскиий народ не будет единым ничего не получится {ВЫБОРЫ }

  5. ворчун Says:

    451 градус или ещё один Тали-с-ман…

    Епона мозер! Скока словов, словесов и словесей… Ну, Гарыныч, ты им вмазал! Всеми тремЯми головами! 🙂 На наследие отцов правилно надавил, на историю грустноватую нашу… И передёрнул где надо, почти незаметно борьбу с харидизацией подменил борьбой с иудаизмом… Маладца!
    И цель (отжать бабки) классно завуалирована… Самое смешное, что подобную риторику я стречал на исламистских сайтах…
    Гарик, что бы доказать свою правоту откажись от всех благ придуманных этими сволочами из универов… Слабо?

    PS. Если будет трудно отказаться от унитаза вспомни слово “гидравлика”… Да и в интернет не лезь – тоже гадами придуман…

  6. Michael Says:

    Даже фараоны ограничивали кол-во жрецов, т.к. затруднительно кормить всех слуг божьих.А тут ещё арабы, тоже производительная сила из бездельников и воров…Сожрут-с…

  7. Шошана Says:

    Друзья,
    статья хоть и сумбурная и не особо объективная (например, приводится низкий процент работающих мужчин, но не приводится высокий процент работающих женщин, и пр.), но есть в ней одна интересная мысль, которая, кажется, прошла мимо внимания участников дискуссии.

    Почему светское государство финансирует религиозные учебные заведения, не дающие светского образования? (Уточню, что речь идет только о хедерах и ешивах, т.е. системе обучения для мальчиков. Школы для девочек подчиняются Минпросу и дают отличное образование с перспективой достойной профессии, хоть и не дают своим выпускницам “корочку” аттестата зрелости).

    Итак, почему государство сливает деньги в ешивы? Кому это нужно?
    Для ответа на этот вопрос можно вспомнить замечание автора статьи о том, что харедим – заметная политическая сила. Харедимные партии имеют до 20 мандатов в Кнессете. И эту силу правящим кругам удобно использовать в своих целях, “платя” за поддержку финансированием ешив.

    До тех пор, пока политика в Израиле не перестанет быть антинародной, до тех пор, пока народные избранники не прекратят проводить решения при помощи политических игр, а не благодаря поддержке большинства избирателей – бюджет будет сливаться куда угодно только для того, чтобы тот или иной политик мог заручиться поддержкой дополнительного десятка мандатов. Перестанут финансировать ешивы – начнут финансировать медресе или кришнаитские ашрамы. Пусть уж лучше ешивы, хоть своим евреям достанется.

  8. чукча №2 Says:

    *: «… пребывать бы мне в доме Б-га все дни жизни моей…». Еврейский идеал – посвятить свою жизнь изучению Торы, личному совершенствованию и духовной жизни.*
    Одно другому не мешает. Люди работают и посвящают себя и Богу и вообще чему хотят. Есть куча монастырей , которые содержат себя сами. Короче, я в эти сказки не верю! Это просто удобная вещь что б оправдать свое тунеядство и паразитизм. У меня была подруга много-много лет назад, угораздило ее влиться в секту свидетелей Иеговы(слышали такое). Все эти молебные сборища на квартире не прошли даром. Образование она получила. Но потом резко поменяла работу на более нерабочую. Мужа себе нашла тоже из секты, с работой *солдат спит – служба идет*. Жили они на какие то копейки, но убеждены были что так Богу угоднее. Ведь работа это тоже грех.. оказывается.
    А про ортодоксов, меня много лет мучает вот что, везде слышу что они бедные, живут на пособия(видимо маленькие), но вы мне скажите откуда у них такие детские коляски космического дизайна? Я их 10 лет назад еще видела, не могла понять где они их покупают и главное за сколько? Что то здесь не сходится.

  9. Шошана Says:

    Извиняюсь за опоздание, но можно ответить на вопрос про коляски? Имею, так сказать, опыт по теме:)))
    Когда человек работает в престижной фирме – IBM, Интел и пр. – то на каждое рождение ребенка ему выдается подарок: магнитная карточка или “тлуш кния” на определенную сумму, как правило довольно приличную. Эту сумму можно отоварить обычно только в детских отделах модных каньонных магазинов, где простые вещи как правило не продаются. Вот и приходится покупать космические коляски (жутко тяжелые и неудобные, кстати), супер-пупер игрушки и прочие “мутарот” (излишества).
    После рождения восьмого ребенка мне пришлось купить электротрамплин :))))
    А вот откуда у неработающих харедим подарки от престижных хайтековских фирм – это предоставляю вам самим догадаться…

  10. admin Says:

    Шошана, ВЫ явно их наших.
    Таким как Вы можно доверить воспитание не только восьмерых детей, а куда как более.

  11. Шошана Says:

    Спасибо, и спасибо за благословение (на дальнейшее рождение детей)
    у вас тут интересно:)))
    У меня когда-то была идея – издавать газету “Вся правда о харедим” и распространять ее бесплатно в “русских” магазинах (на десятину от зарплаты мужа:))). По моим наблюдениям, именно на “русской” улице харедофобия приняла самые устрашающие размеры. Мне кажется, что советскую алию целенаправленно запугивали религиозными, чтобы отвлечь от вопиющих проблем с абсорбцией. Тем более, что министром абсорбции в начале 90-х был хареди (не помню имени, история забывает своих героев…)
    Идея, к сожалению, пока заглохла из-за жуткой занятости, может на пенсии вернусь к ней:))

  12. admin Says:

    Идея праведная, но…..

    Нас не запугать даже чертом, не то, что харедимами.
    Проблема не в атеистах, а в узниках религии. Да, да, именно в узниках.
    До Израиля я думал, что есть иудейская религия и есть евреи в нее верующие.
    Оказалось, что на самом деле иудейских религий “N”-е количество и у каждой свои синагоги, вожди и администраторы – главные раввины и прочие менеджеры, работающие “евреями”. Очень, к стати, неплохая специальность для не умеющих ничего другого. Вот и сейчас задумали создать кашрутную полицию. Очередные тепленькие местечки на государственных зарплатах.
    Все это наводит здравомыслящего человека на мысль – а не сектантство-ли это, присосавшееся к государственному пирогу, подавляющая часть которого создана потом граждан не верующих ни во что, кроме добродетели.
    Прав был Остап Бендер: “Религия – это опиум для народа!”
    В моих глазах паства – это наивные честные люди, с промытыми мозгами, которых используют религиозные авторитеты, построив многоуровневую пирамидальную систему восходящую к мудрецам Торы. Покорным стадом легче управлять. Так было при царях и фараонах, и ничего не изменилось сегодня. Масса избирателей – удобная для политиков. Особенно сочувствую женщинам, несущим бремя семейного благополучия.

  13. Шошана Says:

    Вы путаете религию как институт и религию как философию. Иудаизм – это философия плюс определенный образ жизни, и НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ К СОВРЕМЕННЫМ РЕЛИГИОЗНЫМ ИНСТИТУТАМ НЕ ИМЕЕТ.

    Иудаизм один, и тот, кто хочет понять, что это такое, должен просто почитать ТАНАХ. Там есть все – и философская база и основы законов. Кто хочет узнать подробности законов, не освещенные в ТАНАХе, может прочитать “Мишнэ Тора” Рамбама – там все доступным языком (в отличие от Гемары) и есть перевод на русский.

    Ни в ТАНАХе, ни у Рамбама вы не найдете никаких упоминаний об ашкеназах и сефардах, о “черных кипах” и “вязаных кипах”, о главных и второстепенных раввинах и пр. Зато вы найдете в изобилии упоминание запретов получать деньги за обучение Торе, то есть за “раввинство” (кроме обучения маленьких детей, т.е. кроме школьных учителей) и за выполнение функций судьи (кроме случая, когда судящиеся отрывают судью от занятия ремеслом, тогда он имеет право требовать компенсацию убытка; но даже это порицалось). Вы найдете запрет судебной волокиты и запрет задержки зарплаты работникам, запрет лизоблюдства перед чужими странами, запрет царю (правителю) иметь личное богатство, ограничение налогов 10-ю процентами и еще много интересных вещей.

    Институт “раввинства” не был известен нашим предкам. По Торе в еврейском народе должно быть некоторое количество “освобожденных работников” – коэнов и левитов, которые должны служить в Храме и обучать народ Торе. За это им положено получать пропитание (десятины и пр.), но они не имеют права владеть средствами производства (землей), то есть обязаны посвятить свою жизнь служению народу. Их миссия и знания должны передаваться по наследству. А еврейский народ назван “коэном” по отношению к народам мира (“Будьте Мне царством коэнов и народом святым…”)

    В наше время утеряна традиция, кто настоящий коэн или левит. Если у человека, например, фамилия Коган, то ему можно благословлять народ в синагоге, но нельзя получать “труму” – коэнские приношения, потому что его коэнство под сомнением. Поэтому в наше время никто не имеет права быть на содержании общины. Все должны учить законы Торы сами и сами себя содержать.

    Это иудаизм. А то, что происходит в религиозном гетто светского Израиля – это нечто другое… Возможно, опиум для народа. Хотя по-моему это сказал Ленин, а не Остап Бендер:)

    Например, главный раввин Израиля – это чисто политическая фигура. Это далеко не самый авторитетный и знающий раввин, а просто ставленник партии. Ничего подобного не было во времена Талмуда, например, тем более во времена еврейского самоуправления на Святой Земле.
    Раввинские суды – это марионеточные образования под полным контролем госструктур. У них нет никаких реальных полномочий поступать по законам Торы.
    Религиозные партии – это группы “штадланим”, представителей общины перед властями. Но в отличие от средневековых “штадланим”, которые первыми подставляли свою голову под топор, современные переняли все худшее от светских политических партий, забыв перенять единственную их пользу – преданность своей идеологии.

    А “паства” весьма неоднородна…

    Есть и “наивные овцы”, как Вы их называете. Им говорят жертвовать всем ради изучения Торы, и они жертвуют. Это самая нищая часть харедим.

    Есть такие, которые решили для себя, что этот образ жизни для них неприемлем, получили образование (иногда после рождения энного количества детей) и ведут жизнь обычных граждан – работают, платят налоги, отдыхают, путешествуют. Соблюдают “личные” заповеди – субботу, кашрут и пр., а общественными проблемами не заморачиваются. Голосуют за общинную партию – “Гимель” или “Шас”. Таких, мне кажется, большинство, хотя статистических данных у меня нет.

    Есть довольно много харедимных семей, которые спонсируют родственники из-за границы, в основном американцы. Такие семьи не работают, но живут неплохо благодаря постоянной помощи родни.

    И есть такие, которым болит душа за весь еврейский народ. Некоторые из них занимаются “кирувом” (пытаются приблизить светских к соблюдению заповедей), некоторые создают альтернативные политические партии, чтобы конкурировать с истеблишментом (у них, как правило, ничего не получается – либо сходят со сцены, либо сами становятся такими же), а некоторые считают своей миссией распространение информации о том, что такое Тора и иудаизм на самом деле. Например, мы с мужем переводим Рамбама (галахический кодекс “Мишне Тора”) на русский язык.

    Есть несколько интересных интернет-проектов на русском: “Еврей” рава Элиягу Эссаса (он не раввин на ставке, а учитель математики) – там и политическая аналитика, и психология, и медицина, и воспитание детей, и ответы на всякие каверзные вопросы. Можете посмотреть: http://www.evrey.com
    И сайт “Торат Моше” Реувена бен-Исраэля (программист) http://rmbm.brinkster.net/actual/statia.aspx

  14. Шеин Марк Says:

    Я буду предельно краток! Я как то недавно писал в Фейсе, что по прибытии в это гнездовищё религии в 1990 году напоролся на статью фанатика религиозного со злобой писавшего в Русскоязычной газете, что они как могли противостояли против приглашения Русских безбожников, они де помешают им придти к власти. Мы здесь но пока жевали сопли они почти уже во власти. И я думаю что если они вернут нам миллиарды которые этот Натанияга выдал им, нам не доданные деньги, за сохранение своей ничтожной жизни и свободы, то без больших сомнений думаю на эти деньги многие из нас с радостью покинут эту Обетаемую “Временно” пейсатыми, позабытую, позаброшенную светским разумом, полосу земли.

Написать комментарий