Окт
22
Храмовая гора и ножевое нашествие

автор: Шошана Бродская

“Меч приходит в мир – за судебную волокиту, за искажение суда и за вынесение решений в вопросах Торы не в соответствии с еврейским законом (галахой)”Мишна, трактат “Пиркей авот” 5:8

“Если станешь свидетелем того, что [твое] поколение постигают многие несчастья, иди и проверь, каковы судьи Израиля, потому что все бедствия, которые приходят в мир, приходят только из-за судей Израиля… И не восстановит Всевышний Своего присутствия в еврейском народе, пока не исчезнут из еврейской среды дурные судьи и судебные исполнители” – Гемара, трактат “Шабат” 32:2

Невозможно однозначно сказать, что конкретно спровоцировало нынешнюю вспышку насилия на Святой Земле. Может, это результат многолетнего подстрекательства со стороны арабских лидеров, которое в некий случайный момент переполнило какую-то чашу и вылилось в реальные действия. Может, толчком послужила смена начальства в Иерусалимском полицейском округе и последовавшие за этим устрожения в пресечении арабских провокаций на Храмовой горе.

Но несомненно одно: “ножевое нашествие” непосредственно связано с тем, что происходит на Храмовой горе. С тем, что МЫ делаем на Храмовой горе (что делают там арабы, в данной связи не важно).

Что же мы там делаем, и чего не делаем из того, что было бы нужно?
Отношение к Храмовой горе очень сильно отличается между двумя ветвями ортодоксального иудаизма – между “харедим” и “религиозными сионистами”. Различие это имеет корни в базовой концепции Геулы (Избавления), которая у этих двух течений различна, хотя в обоих случаях имеет источники в высказываниях еврейских мудрецов древности.

С точки зрения “харедим”, еврейский народ не может “начать Избавление” по своей инициативе, даже если для этого открылось окно возможностей. Под Избавлением в данном случае понимается массовый переезд в Землю Израиля, восстановление еврейской государственности на Святой Земле, воссоздание Сангедрина и строительство Храма. Это действия, которые евреи могли бы предпринять без чудесного вмешательства Свыше.

Что было бы дальше – вопрос, потому что службу в Храме могут совершать только коэны, которые имеют документы или свидетелей, что они “полноправные” (т. е. не потеряли коэнские права из-за некоторых нарушений за все время Изгнания), а в наше время, как резонно предположить, никто такими доказательствами не обладает. Поэтому реально начать службу в Храме можно будет только после восстановления пророчества.

Современные “харедим” считают на основании некоторых намеков в древних текстах, что последнее Избавление должно обязательно начаться чудесным образом, хотя многие духовные авторитеты прошлого были с этим не согласны (в частности, Виленский гаон). Позиция “харедим” предполагает, что, пока не начались чудеса, любая попытка заявления наших прав на Землю Израиля и, в частности, на Храмовую гору – это выражение нашей непокорности воле Всевышнего, бунт.

Поэтому они категорически против попыток восхождения евреев на Храмовую гору (а не из-за “осквернения мертвыми”, как ошибочно утверждают некоторые; тот, кто “осквернен мертвым”, не имеет права заходить только в “хейль” – Храмовый двор и прилегающее к нему ограждение, а эта территория в наше время помечена и еврейские посетители туда не заходят.

Некоторые виды осквернений не позволяют заходить и на Храмовую гору, но их можно снять в большинстве случаев окунанием в микву). Соответственно, то, что на Храмовой горе хозяйничают арабы, “харедим” считают неизбежностью, бороться с которой бессмысленно, коль скоро время Избавления еще не настало. С таким же успехом по этому мнению мы ничего не должны были бы делать, если бы на месте Храма был бы лес или свалка.

Религиозные сионисты придерживаются иного мнения. Они считают, что евреи имеют право предпринимать шаги, материализующие начало Избавления – организовывать массовую репатриацию, создавать государство, а некоторые из них пытаются собрать Сангедрин и предъявлять наши права на Храмовую гору. Правда, эти “предъявления прав” выглядят весьма карикатурно. Ведь по современным правилам, установленным светскими властями, евреи не имеют права даже молиться на Храмовой горе.

А подниматься на Храмовую гору еврей может только для исполнения заповеди. Какую заповедь исполняет еврей на Храмовой горе, если ему не дают там даже сказать коротенькую молитву? Злить арабов? Нет в Торе такой заповеди.

Кроме того, поднятие евреев на Храмовую гору приводит к еще одной, гораздо более серьезной проблеме – необходимости присутствия на территории комплекса Аль-Аксы еврейских полицейских. А это уже непосредственно территория Храма. Полицейские не обращают внимания на разметку и перемещаются по всей площади комплекса, как того требуют их служебные обязанности, заходя и в “азару”, и даже в “кодеш-кодашим”.

Это было бы оправдано с точки зрения Торы, если бы речь шла о защите жизни евреев в ситуации, которой нельзя избежать (так, солдаты действующей армии имеют право нарушать субботу ради освобождения страны от захватчиков или предотвращения агрессии). Очевидно, что защита людей, из принципа, а не по какой-то необходимости, поднявшихся на Храмовую гору, может оправдывать тяжелое нарушение Торы полицейскими только с очень большой натяжкой.

Впрочем, я не ставлю своей целью критиковать или оправдывать ту или иную позицию, потому что обе они – идеология и политика, а не Галаха (практический закон Торы). А Галаха, по всей видимости, ни одну из спорящих сторон не интересует.
Если бы Галаха интересовала лидеров “харедим”, они никогда не согласились бы передать Храмовую гору ВАКФу после ее освобождения, потому что Галаха запрещает проникновение на территорию Храма неевреев точно так же, как оскверненных мертвым телом евреев.

Мечеть Омара, одна из составляющих комплекса Аль-Аксы, стоит примерно там, где в нашем Храме стоял главный жертвенник, то есть в месте, куда имеют право заходить только ритуально чистые коэны во время храмовой службы. Неевреи, как и оскверненные мертвым евреи, должны останавливаться перед “хейлем” (там, где сейчас разметка).

Допустим, мы не можем строить Храм и приближать Избавление, но зачем своими руками запускать неевреев туда, где по Торе им нельзя находиться? Можно было бы, например, поставить вместо разметки сплошной забор и пускать к нему по очереди для молитвы евреев и мусульман – скажем, в разные дни.

Если бы Галаха интересовала лидеров “вязаных кип”, то они объяснили бы своим адептам, что в ситуации, когда закон нашей собственной страны запрещает евреям молиться на Храмовой горе, подниматься туда нельзя, потому что нет возможности выполнить там какую-либо заповедь (а восходить на Храмовую гору по Торе можно только ради исполнения заповеди, см. выше; само же восхождение заповедью не является).

Наши духовные лидеры, Судьи Израиля, могли бы, скажем, внести в очередное коалиционное соглашение со светским правительством пункт об отмене запрета на молитву в этом святом месте, могли бы в свое время не допустить позорного захвата горы ВАКФом или добиться ограничения его полномочий.

Они могли бы устраивать демонстрации ради святости Храмовой горы, так же как “харедим” устраивали демонстрации, требуя закрытия своих районов на шабат, а религиозные сионисты – против выселения форпостов. Как минимум, они могли бы публично развенчать неизвестно откуда взявшееся понятие “статус-кво”, которое трактуется арабами совершенно произвольно – и это объяснимо, потому что никто и никогда его не определял.

Почему-то многие считают, что соблюдение некоего “статуса-кво” является требованием мирного соглашения между Израилем и Иорданией (1994 г.). Это полная ерунда. В договоре с Иорданией по поводу статуса Иерусалима и святых мест сказано только следующее:
1. Каждая из сторон сделает возможной свободу доступа к местам, имеющим исторический или религиозный смысл.

2. В связи с этим, в соответствии с Вашингтонской декларацией, Израиль уважает нынешнюю особую роль Хашимитского королевства Иордания в святых для мусульман местах Иерусалима. Когда будут проводиться переговоры о постоянном статусе, Израиль предоставит высокий приоритет исторической роли Иордании в этих святых местах.

3. Стороны будут действовать вместе для улучшения межконфессиональных отношений между представителями трех монотеистических религий, с целью улучшить религиозное взаимопонимание, обязательства перед нравственностью, свободу вероисповедания, терпимость и мир (источник – сайт Кнессета, мирный договор с Иорданией, пункт 9).
Как видим, договор составлен в достаточно путаных и общих фразах, чтобы ни к чему не обязывать реально ни одну из сторон. “Уважение исторической роли Иордании” выглядит особенно смешно, если вспомнить, что это государство впервые возникло на карте в 20-м веке. Есть требование доступа к святым местам, но оно обоюдное (следовательно, несоблюдение этого требования одной из сторон справедливо влечет аналогичную реакцию другой). Никакого “статуса-кво” нет.

Поэтому еврейским духовным лидерам обоих ортодоксальных направлений не составило бы особого труда выработать взаимоприемлемый подход к вопросу о Храмовой горе, основанный исключительно на Галахе. Этот подход они предложили бы правительству как основу для урегулирования конфликта, тем более что с мусульманской стороны на данный момент просто не с кем разговаривать. По всей видимости, это был бы полный запрет на посещение Храмовой горы кем бы то ни было, включая туристов.

Объяснить это международному сообществу тоже было бы несложно. У нас – демократия и равенство всех религий. Если по мусульманским законам евреи не могут подходить к мечети Аль-Акса, а по еврейским законам неевреи не могут входить на территорию Храмового двора, и оба объекта представляют собой примерно одно и то же место, то равенство перед законом страны требует не пускать туда ни тех, ни других. Галаха торжествует!

Проблема заключается в том, что религиозных лидеров в общественных вопросах интересует не столько Галаха, сколько сохранение “самобытности” своих общин. Одни начертали себе на знамени образ жизни местечковых евреев, и отстаивают этот образ любой ценой, вплоть до поддержания разрушения еврейских поселений в земле Израиля (а ведь жить в земле Израиля – это не только религиозная обязанность, но и многовековая мечта тех самых местечковых евреев!).

А другие выбрали себе амплуа “крутых парней” из знакомых нам по истории национально-освободительных движений – и тоже играют эту роль по мере своих сил. А не надо себе придумывать ни идеологий, ни ролевых игр. Надо просто жить по Торе.
Потому что Галут – это не отсутствие своей страны. Галут не вышибить плечом и лопатой, потому что сидит он у нас в мозгах. И вовсе не очки на носу или городской образ жизни являются его символом. Его символ – местничество, и его главный атрибут – отношение к еврейскому Закону как к дышлу, как к инструменту, обслуживающему общинные интересы.

Пока мы не начнем относиться серьезно к этому Закону во всей его полноте, а не только в том, что консистентно с нашим образом жизни и нашим мировосприятием, пока наши Судьи и Лидеры не выйдут вперед и не поведут нас к цели, указанной Всевышним, вместо того чтобы исполнять роль овчарок, загоняющих в стадо блудных овец – Галут останется с нами. И вместе с ним – ненависть окружающих народов.

793 Просмотров
11 комментариев

11 комментариев to “Храмовая гора и ножевое нашествие”

  1. старый Зануда Says:

    …”исторической роли Иордании в этих святых местах…”
    интересно, о какой это исторической роли говорится в этой декларации?
    ведь Иордания – искусственно созданное государство и никакого отношения к СВЯТЫМ местам не имеет!..
    а “ножевое нашествие”( как определил бандитские нападения автор) – есть результат бездействия правительства и лично, не решительного премьера!
    ведь ещё Цицерон говорил: “безнаказанность – величайшее поощрение преступлений!” А Биби три года не реагировал на преступные действия выродков и по радио радостными голосами нам вещали …”возобновились пятничные камнеметания”…
    своими бездействием Биби предаёт народ и страну, и память брата-героя!
    Обычно не справляющийся со своими обязанностями подаёт в отставку, но не таков премьер…
    Пусть за душой ни одной идеи, но отдать кресло, за которое так долго боролся, преступив Закон страны!…
    Пока нет Конституции – Биби может спать спокойно как и хххххххх (имелось в виду “редиска” – прим. редакции) Барак из суда, присвоившего себе звание “высший”, в то время когда едва дотягивает до “низшего”.
    Ведь именно Барак в 1992-м постановил, что земли Иудеи, Самарии и Газы…оккупированные(когда ещё с 1920-го никто на них прав не предъявлял…
    Почему предатель интересов страны на свободе?!
    Никто сказать не может
    Так что прежде чем решать вопросы с Храмовой горой надо решить главный вопрос в любом правовом государстве: безопасность граждан!
    А премьер, вместе со всей своей шушерой, такой вопрос решить не в состоянии

  2. admin Says:

    г-н старый зануда, на нашей площадке лучше пользоваться синонимами вместо Ваших ярких сравнений, как, например, в фильме “Джентельмены удачи”: плохой человек (преступник) – “редиска” и прочее.

  3. novenkii Says:

    Мне нравится. Интересно и даже очень. Но насколько выполнимо? Доступна ли Галаха пониманию гоев из ООН?

  4. Шошана Says:

    Мне кажется, что мы не должны теоретически размышлять, доступна или не доступна, а попробовать и посмотреть, что получится. Хуже, чем сейчас, уже не будет.
    Обращаю Ваше внимание, что про аннексию Голанских высот уже все практически забыли. Кроме, может быть, Асада, которому Всевышний позаботился подкинуть отвлекающее занятие. Если бы не наше бормотание “может наши земли, а может и не наши…” и попытка отдать все и всем с одним условием, чтобы вежливо забрали – уже давно бы еврейский квартал Шхема был более крупным, чем арабский. Неуверенность евреев в своей правоте, и тем более уверенность в своей неправоте – вот корень арабо-израильского конфликта в его нынешней форме.

  5. Алик Says:

    Шошана!В Шхеме,насколько я помню,нет еврейского квартала.Он есть в Хевроне.

  6. Шошана Says:

    В том-то и проблема:))) А должен быть и там, и там. И был когда-то, пока арабы евреев не выжили.

  7. Шошана Says:

    В городе Газа в средние века было еврейское большинство. Там до сих пор есть древняя синагога (единственная, которая осталась) – ее христиане под свои нужды переделали, но мезузы и еврейская символика в мозаике выдают. В Хевроне до 29 года была огромная еврейская община и ешива – одна из крупнейших в стране. В Галилее было полно смешанных арабо-еврейских поселений, из которых евреи были выжиты в 20-м веке. А там были люди, имевшие родословную до времен разрушения Храма.
    То, что сейчас называется “арабским кварталом Старого города” в Иерусалиме – это на самом деле еврейский квартал. После Войны за независимость евреи оттуда ушли, и арабы захватили все здания (и с тех пор ничего не ремонтировали…). То, что сейчас называется “еврейским кварталом”, было построено на месте, полностью разрушенном бомбежками, все “турецкие” арки там – стилизация. Сохранилось только некоторое количество квартир, встроенных в крепостные стены.

  8. правдолюбец Says:

    “Ножевой терроризм” очень далек от событий на Храмовой горе. Храмовая гора лишь повод,а на самом
    деле арабские мальчишки и девчонки “вышли на тропу войны” благодаря многолетнему воспитанию
    в мусульманских школах ненависти к евреям.Как только правительством были приняты меры,так
    “ножевой терроризм” постепенно утихает.Кто-то толкует об аннексии Голанских высот,а что они были
    арабскими в далекие времена? Надо отбросить левую ориентацию,если мы этого не сделаем,то будем
    пятиться до границ 1948 года.И что все войны,который выиграл Израиль,заплатив за это гибелью сынов
    и дочерей,забыто левыми писаками.Нет,поселения-это спасение Израиля и поселенцы настоящие
    патриоты нашей страны. Натаньягу им не нравится,они хотели бы вернуть времена Барака и Ольмерта,
    когда конная полиция изгоняла поселенцев,а их дома рушили бульдозеры.Это был позор для Израиля,
    такой же как уход из Газы.Надо твердо и ясно сказать НЕТ левым и арабским депутатам

  9. правдолюбец Says:

    На мой взгляд именно сейчас надо сплотиться всем евреям,которым дорог Израиль.
    Меня удивляет позиция А.Либермана,какие то мелкие тактические разногласия и он не в правительстве.
    Что он ждет,когда формировать правительство будет краснобай Герцог и Ливни? Я помню Либермана по митингу в Газе,вот тогда он мне нравился и была понятна его позиция “из Газы не выйдем,это наша
    земля” Тогда я вступил в партию НДИ и был активистом партии.А что теперь? Где тот молодой и
    решительный лидер партии.А. Либерману необходимо поддержать правительство в эту трудную и
    опасную минуту,когда надо сплотить все силы для спасения страны.Война идет у наших границ,Сирия
    рядом,Иран при помощи США будет иметь атомную бомбу,организация ИГил в Газе у наших границ.
    Какие еще нужны аргументы,чтобы А.Либерман и его партия вошли в правительство.

  10. admin Says:

    Ясно и метко “Правдолюбец” сказал в первой части комментариев, а вот лозунгами: “Надо сплотить силы…,”, и прочими “надо” делу не помочь.
    Я всегда был уверен, что проблемы евреев НЕ в окружающих недругах, а в самих евреях. Израиль тому яркий пример. Поэтому, когда возник вопрос о переезде в Израиль, то для меня это виделось единственным недостатком замечательной страны. О каком единстве может идти речь? И не то, что во всем народе Израиля, а даже среди нас “русских” это невозможно! Нет рецепта.
    У всех народов есть много озабоченных вождизмом и желающих быть раисом, всенародным гуру, или на худой конец статистом на главной сцене государства и этот кастинг бесконечен. Совершенно понятным образом все народы структуированы по различным признакам – родовым – типа хамулы, идеологическим – типа религиозным, бандитско-мафиозным или профсоюзным – типа блатным, да еще и с террористическими замашками в вопросах отстаивания своего куска государственного пирога. А евреи, как и во всем, впереди планеты всей. Вот и не счесть в стране групп и группировок не способных создать единый государственный монолит.
    Не верно считать, что НДИ не в правительстве из-за “тактических разногласий” (читай НДИ-вские материалы в оригинале на их сайте). А дать поддержку правительству в праведных делах можно и из оппозиции, что и происходит.

  11. Шошана Says:

    Государственный монолит может создать только супер-лидер. И в этом евреи не исключение, это закон истории. Супер-лидер плюс подходящий исторический момент.
    И прецеденты в еврейской истории были. Моисей, Иеошуа бин-Нун, Шмуэль, Давид, Шломо, Эзра. Так что есть надежда, что еще не все потеряно:))
    Но что характерно – все эти супер-лидеры действовали от имени одной супер-идеологии: “превыше всего – воля Всевышнего”. Это, пожалуй, еврейская особенность:))

Написать комментарий