Сен
20
Правда о харедим

 автор Шошана Бродская

На этот раз мы не будем говорить о деньгах. Есть в жизни общества вещи не менее важные. Это физический вклад в общество – служба в армии, получение высшего образования, волонтерство, благотворительность, инвестиции в национальные проекты. Во всех этих областях вас дезинформируют, по принципу “разделяй и властвуй”.

Вот несколько “битов” информации.

“Харедим не служат в армии”

По данным на конец 2018 г. в ЦАХАЛ служили 7250 харедимных юношей. Из них половина – в харедимных боевых частях: батальон “Нецах Еуда” бригады “Кфир” – 3020, рота “Томер” в “Гивати” – 380, рота “Хец” бригады парашютистов – ок. 200. Кроме этого, 1350 харедим служили на тот момент в общих частях и около 2,5 тысяч – на специальных программах. Еще 500-600 человек проходят “шерут леуми”.

Львиная доля харедим стараются попасть в боевые части. Те, чей профиль здоровья не позволяет попасть в пехоту или ВВС, идут в патрульное подразделение кинологов – “Магиней а-Негев” или в компьютерную разведку.

Процент харедим, служащих в армии, неуклонно растет. Только в 2017 г. призвалось 3685 юношей – ок. 34% выпускников харедимных учебных заведений своей возрастной категории (за год до этого, в 2016 г., призвалось 29%. Данные израильского “Института демократии”). Заметим, что этот существенный рост наблюдается в каденцию правительства “Нетаниягу-харедим”, как его презрительно называют левые.

В отличие от этого, общий процент израильтян, призывающихся в армию, неуклонно падает. Армейское начальство уже много лет бьет тревогу, отмечая катастрофическое падение мотивации к призыву. Если в 1991 г. не явились на призывной пункт 18,32% подлежащих призыву, в 2008 г. – 25,8%, то в 2017 г. таких было более 50%! (Без учета нацменьшинств – ок. 35%). При сохранении нынешних тенденций через 5 лет процент призвавшихся харедим будет выше, чем процент призывников в целом по стране! Но политиков не волнует “этих глупостей”. Политиков волнуют исключительно харедим. Вот уж, действительно, “харедим – будущее нации”, как выразилась в прошлой каденции Аелет Шакед.

Еще интереснее картина с окончанием службы в армии. В июне 2013 г. Аруц 2 опубликовал такие данные: менее четверти израильтян заканчивает полный срок службы в армии! Т. е. еще 6 лет назад это было меньше, чем процент призыва харедим. В публикации об этом на сайте “Мако” (за 21.06.13) корреспондент (светский) ужасается: “Политики убеждают нас, что светские – фраеры… Мы решили проверить, насколько легко увильнуть [от службы], и честно сказать – были поражены: только один из пяти израильтян заканчивает службу!” В приведенном там журналистском расследовании совершенно здорового юношу, якобы “не желающего служить”, подсылали к психиатру за “профессиональным заключением” о его недееспособности, и за несколько тысяч шекелей парень получал нужную бумажку. Журналисты опубликовали и имена как минимум двух врачей, выдающих такие справки. О том, что эти врачи были как-то наказаны, никаких публикаций не было.

Существует и такая статистика: в целом по стране среди молодежи психическими проблемами страдает в той или иной мере 2% ребят (далеко не все из них до такой степени недееспособны, что не могут служить). А освобождение на почве психической недееспособности получают 6% призывников! Но это никого не волнует.

Еще статистика: из женщин, отказывающихся от службы, аргументируя это “религиозным образом жизни”, 30% – на самом деле светские. Армия обнаруживает это, содержа целую “армию” частных сыщиков, которые вынуждены следить за отказницами, проверять их аккаунты в Фейсбуке и пр. (Источник – “Walla-news” за 19.11.2015, в интервью с офицером Генерального штаба). Можно только представить себе, во сколько это обходится государству.

Конечно, все равно можно сказать, что общая тенденция “косить” от армии – не оправдание для конкретного сектора, даже если он “косит” не намного больше других. Но согласитесь, что твердить непрерывно, что харедим – и только харедим! – “не служат” – это не только лицемерие, но и плевок в лицо тысячам парней, которые призвались в самые опасные места, защищая трепачей-политиканов, “отслуживших” в Галей ЦАХАЛ или интендантстве.

“Харедим не получают высшего образования”

харедим АрадЗа последние 20 лет число харедим, получающих высшее академическое образование, выросло более чем в 15 раз – с 600 человек к концу ХХ века до 9,6 тысяч в текущем году. То есть, 1% от всех израильских харедим на данный момент учатся в академии. Для сравнения: из 9 миллионов израильтян студентов академии – около 300 тыс. человек, то есть около 3%. Если темпы роста числа харедим в академических вузах сохранятся еще 10 лет, то процент харедимных студентов станет в 2 раза выше, чем общий процент студентов в целом по стране.

Почему такой скачок именно в последние десятилетия? Потому что раньше единственным местом, где можно было получить академическую степень, был университет. А университеты традиционно отличаются своим желанием не только обучить студента, но и “перевоспитать” его. Как правило – в духе левой светской идеологии, “либерализма”. Эта тенденция наблюдается во всех странах, но в Израиле – особенно сильно, в силу исторических причин. Поэтому из харедимной общины туда шли только единицы.

А в начале 21 века в израильской академической жизни произошел переворот. Было создано несколько десятков “михлалот” – академических колледжей, многие из которых в силу своей компактности и динамичности смогли “подстроиться” к нуждам харедимной общины – например, организовать раздельное обучение юношей и девушек. Да и промывкой мозгов там никто не занимается. И харедим двинули туда.

Не хуже обстоят дела и с высшим технологическим образованием, дающим диплом “андесаи” – “младший инженер”. Только за последние 4 года (каденция уходящего правительства, в которой немалую роль играли харедимные партии) количество юношей и девушек, обучающихся в харедимных инженерных колледжах, выросло на 40%, и эти колледжи составили более половины всех технологических колледжей страны! По самым скромным оценкам, в них учатся около 15 000 студентов.

Министерство труда, ответственное за инженерные колледжи, в марте текущего года опубликовало результаты проверки уровня обучения во всех технологических колледжах страны. Уровень знаний студентов оценивался по пятибалльной системе. Уровень до 3,5 баллов считался “низким”, от 3,6 до 3,9 – “средним”, от 4 до 4,9 – “высоким”, и 5 баллов – “максимальный уровень”. Высшую оценку в 5 баллов получили только харедимные колледжи – 17 учебных заведений, среди которых – горжусь – и институт, в котором учатся мои дочери. В категории “высокий уровень” оказались 25 учебных заведений, из которых более половины – харедимные. В категории “низкий и средний уровень” ни одно харедимное учебное заведение не попало.

“Харедим не участвуют в жизни общества”

харедим АрадОбычно в светской прессе “волонтерством” называют “шерут леуми”. Но это не совсем корректно. Гражданин, проходящий “шерут леуми”, получает денежное пособие и разные льготы, и освобождается от армейской службы. При этом ни в какой армейской статистике не фигурирует число настоящих харедимных волонтеров – юношей и девушек, которые помогают стране и обществу совершенно безвозмездно, не получая никакой платы и льгот и не освобождаясь этим от армейской службы!

По данным Института исследований тенденций в харедимной общине, волонтерской деятельностью в том или ином виде занимаются 35% харедим (среднее арифметическое за 2015-2016 гг.) – более трети всех членов общины! Из них 15% волонтерствуют на регулярной основе в известных благотворительных организациях. Причем многие из них – не год-два, как “шерут леуми”, а многие годы, даже десятилетия. Для сравнения: в общине “вязаных кип” волонтерствует в том или ином виде 32%, среди “масортим” и светских евреев – 22%, среди арабов – 7%.

Лидируют харедим и по количеству времени, посвящаемому благотворительности. 25% харедим-волонтеров посвящают этому 20 и более часов в месяц (среди “вязаных кип” таких 20%, среди “масортим” и светских – 18%).

Интересно, что среди мужчин-харедим волонтеров даже больше, чем среди женщин: 41% всех харедимных мужчин занимаются благотворительной деятельностью. Если бы всем этим мужчинам их работа на благо общества засчиталась как “шерут леуми”, то ни у кого не открылся бы рот сказать, что харедим “не служат стране”.

Тем, кто считает, что харедим волонтерствуют только внутри своей общины, назову лишь несколько крупнейших в стране благотворительных организаций, предоставляющих услуги всем слоям общества, львиная доля волонтеров которых – харедим: “Яд Сара”, “Эзра ле-марпэ”, “Эзер ми-Цион”, “ЗАКА”. Надеюсь, представлять эти организации не нужно.

Если сравнивать со статистикой волонтерства в странах, входящих в Союз экономического сотрудничетства (ОЭСР), то израильские харедим (но не страна в целом) – на первом месте с большим отрывом в трех из четырех категорий: “волонтерство минимум один раз в месяц”, “минимум один раз в неделю” и “волонтерство на постоянной основе”. В четвертой категории – “волонтерство хотя бы один раз за текущий год” – победили норвежцы. Израильские харедим на третьем месте (на втором – США).

“Харедим не платят налоги и сидят на пособиях”

харедим АрадК сожалению, нет секторальной налоговой статистики, но кое-какие цифры и факты мы все же приведем.

● Среди харедимных израильтян как минимум пять миллиардеров: Ашер и Дан Гертлеры из Бней Брака, Лев Леваев, тоже бывший житель Бней Брака (на данный момент проживает в России), Михаил Мирилашвили (Герцлия) и его сын Ицхак (Герцлия Питуах). Их совокупное состояние составляет около 5,5 миллиардов, и на налоги, которые они платят, можно было бы содержать все израильские ешивы с большим резервом.

Итак, из 20 самых богатых людей Израиля пятеро – харедим, то есть четверть. Гораздо больше, чем процент харедим среди населения.

● В октябре 2018 года в Кфар Макабия состоялась конференция для 700 харедимных предпринимателей – владельцев стартапов в области “хай-тека”. По оценкам специалистов, около 20% харедим – предприниматели. Это может быть связано с ешивной привычкой задавать вопросы и искать ответы, а также с большей свободой предпринимателя по сравнению с наемным работником – что позволяет сочетать успешный бизнес с изучением Торы.

● Харедимные колледжи выпускают ежегодно около 2,5 тысяч специалистов в области высоких технологий. В частности, семинары “Бейт Яаков” дают ежегодно 700-800 новых программисток и примерно столько же специалисток в области медиа, компьютерного дизайна и сайтостроения. 3% всех работников израильского “хай-тека” – харедим, и их число неуклонно растет. Для сравнения: менее 8% харедим – ученики “колелей” (ешив для женатых), и из них только 14% получают “автахат ахнаса”. То есть, одних только работников “хай-тека” в харедимном секторе больше, чем “аврехов”, сидящих на пособиях.

● Среди харедимных работников “хай-тека” примерно 60% женщин и 40% мужчин. 44% харедимных женщин, работающих в “хай-теке”, имеют зарплаты от 10 000 шек. и выше, еще 25% – от 8 до 10 тысяч. (Данные от “Глобс” за 1 января 2019 г.). Для женщин в Израиле это очень солидные зарплаты. Полагаю, они платят налоги.

● В Израиле более 3 000 харедимных адвокатов (примерно 3% от всех израильских адвокатов) – тоже высокооплачиваемая должность. Кстати, несмотря на то, что среди них есть опытные юристы высокой квалификации, до самого недавнего времени ни один хареди не мог получить должность судьи в государственном суде. Только в 2018 г. произошло историческое событие: харедимную женщину назначили судьей в мировом суде Иерусалима. Это была личная победа министра юстиции Аелет Шакед.

● Примерно треть доходов государства от налогов поступает от “налога на добавочную стоимость” (“маам”), который в Израиле составляет 17% от суммы сделки. Этот налог платят равным образом абсолютно все граждане – от миллионеров до нищих, со всех приобретаемых ими товаров потребления. “Увильнуть” от уплаты этого налога невозможно (разве что покупать товары потребления в заграничных поездках – но как раз это большинству харедим недоступно).

“Харедим не имеют аттестата зрелости”

В Израиле обычно под “аттестатом зрелости” подразумевают суммарный балл экзаменов на “багрут”, дающий право на поступление в университет. Но в отношении харедимной общины это обобщение искажает положение вещей и создает ложный образ “безграмотных” противников образования, “мракобесов”. Разумеется, это не так.

Почти все харедимные девочки учатся в системе “Бейт Яаков”, школы которой имеют статус государственных и дают своим ученицам полную программу “Либа” по общеобразовательным предметам. Однако для аттестации и контроля за успеваемостью используется не “багрут”, а система экзаменов “Сольд” (по имени Генриетты Сольд), параллельная “багруту”. Это делается для того, чтобы девочки пошли получать профессию не в светский университет, а в религиозные вузы, принимающие эту аттестацию. Девочки, приобретающие инженерные специальности, вынуждены в дополнение к этому сдавать экзамены на “багрут” по дисциплинам, требуемым Ассоциацией инженеров (математика, английский, программирование). То есть, по этим предметам они аттестуются дважды.

Неучитывание “экзаменов Сольд” в статистике получения аттестата зрелости – произвол Минпроса и сознательное искажение статистики среднего образования в харедимном секторе. Этот формат аттестата зрелости преследовал единственную цель: разграничить харедимную и светскую системы общего (не религиозного) образования. По большинству предметов “экзамены Сольд” отражают те же изученные темы, что и “багрут”, по другим предметам темы несколько различаются, но объем получаемых знаний не меньше. Нет никакого оправдания тому, что харедимные девушки, закончившие “тихон” с проходными баллами по всем предметам (а таких почти 100%), успешно работающие программистами, бухгалтерами, архитекторами и пр, считаются “не имеющими среднего образования”.

В системе обучения мальчиков ситуация другая. Большинство мальчиков изучают общеобразовательные предметы только в начальной школе (восьмилетка, или “хедер”), и на самом базовом уровне. Позже, когда юноша встает перед необходимостью приобретения специальности, он вынужден сначала учить программу средней школы.

Но такая ситуация устраивает далеко не всех. Около 6% харедимных семей после “хедера” посылают сына в “ешиву тихонит” – среднюю школу с полным “багрутом” (на 40 и более единиц). На настоящий момент в Израиле действует 10 чисто харедимных “тихонов” для мальчиков, и еще несколько школ, в которые принимают и харедим, и “вязаных кип”.

Одна из основных причин того, что так мало харедимных семей отдает сыновей в “тихон” – жуткая дороговизна обучения. Харедимные “тихоны” для мальчиков (в отличие от школ для девочек) не спонсируются государством. Обучение в них стоит от тысячи до 2,5 тысяч шек. в месяц – на одного ребенка! Какая многодетная семья может себе это позволить?..

И те же политики, которые дискриминируют харедимных учеников, лишая их базового права на бесплатное среднее образование – лицемерно обвиняют их в “безграмотности”!

И в заключение.

Светские и харедимные израильтяне – очень разные люди. У каждой общины свои общинные интересы. Но мы не можем, не имеем морального права быть врагами. Мы в одной лодке, господа, и эта лодка опасно протекает! Пока мы кусаем друг друга, наши смертельные враги откусывают части нашей земли, выпускают из нас кровь. Неужели мы будем таскать друг друга за чуб до тех пор, пока нам не размозжат голову?!

Да, мы стоим на страже субботы, на страже кашрута. Но это не наш личный интерес. Это национальный интерес. Мы не лезем в чужие тарелки и никому ничего не навязываем на личном уровне, но мы живем в еврейской стране!! Любой народ дорожит своими традициями, лелеет их и гордится ими перед миром. Тем более – такими традициями, как у нас, которые создали основу мировой нравственности.

Вас пугают “государством галахи”. Но в нашей Торе нет такого понятия – “государство галахи”. Есть личные и общественные заповеди. Общественные, по крайней мере большинство из них, мы на данный исторический момент исполнять не можем, к сожалению. А личные – на ответственности каждого конкретного индивидуума.

Но есть нечто третье, релевантное и для нашей эпохи: дух еврейской страны. Общественная атмосфера, которая будет ощущаться туристами, которую будут впитывать наши дети – и гордиться своей “пятой графой”. У нас есть ценности, у нас есть история, у нас есть наследие. Общее наследие!!

Ради сохранения этого духа, этой атмосферы, в условиях глобальной интеграции нашего времени современное государство создало институты, не упоминаемые в Торе – например, “главный раввинат” с его полномочиями. Это изобретение светского еврейского государства времен Бен-Гуриона и Мапая. Зачем светские основатели государства, социалисты и атеисты, создали “главный раввинат”? Зачем прописали в муниципальных правилах светского Тель-Авива запрет на публичное осквернение субботы? Потому что они, лично пережившие погромы и Катастрофу, понимали: без этого нам как нации не выжить.

И вот с этим-то духом еврейской страны и не могут смириться те, кто Вас запугивает. Они борятся именно с ним. Или – делают вид, что борятся, ради каких-то своих политических целей. Но имеют ли эти цели что-то общее с Вашими интересами?..

Мы с Вами несем прямую ответственность за будущие поколения евреев, которые спросят с нас, своих предков – что еврейского мы им оставили? В чем заключается наша аутентичность? В некотором смысле – мы, харедим, делаем нашу общую с Вами работу. Так хотя бы не ругайте и не кляните нас за это. Мы делаем это не ради себя, а ради наших с Вами детей.

2 977 Просмотров
21 комментарий

21 комментарий to “Правда о харедим”

  1. Ефим Says:

    Уважаемая Шушана! По моему мнению Ваш анализ базируется на устаревших данных , и совсем не учитывает ближайшей перспективы развития вооруженных сил. Несколько замечаний к Вашему анализу об участии харедим в службе в ЦАХАЛЕ. Не буду оспаривать приведенные Вами данные за 2018 год, хотя по сравнению с 2019 годом, они несколько устарели и во многом не соответствуют действительности.

    Не будем вдаваться в подробности, так как в настоящее время армия пока может обойтись и без харедим. Обратим особое внимание на перспективы дальнейшего развития Израиля. Известно, что все харедим нацелены в основном на получение лишь первичного профессионального образования, типа профтех училищ в бывшем СССР. Девочки харедим учатся в системе “Бейт Яаков” по упрощенной программе “Либа” и упрощенной системе экзаменов “Сольд”, что недостаточно для поступления в светские университеты.

    Мальчики учатся в хедере 8-летке. Если они хотят получить специальность, они продолжают учебу в “Ешиве Тихонит”- тихоне для харедим и “вязанных беретов”. Лишь 1 % харедим учатся в академических вузах. Не секрет, что будущие войны будут высоко технологичными и вести их смогут лишь сетецентрические армии и страны. Концепция “сетецентрической войны”, разработанная в США, основывается на последних научных достижениях в области компьютерных и коммуникационных технологий и электроники.

    Информация о противнике поступает сразу от множества источников: многочисленных дронов, космических сателлитов, средств наземной и радиоэлектронной разведки. Одной из особенностей сетецентрической войны является возможность самоорганизации на низовом уровне и горизонтальных связей между различными подразделениями на поле боя. Эти достижения требуют соответствующей подготовки всех военнослужащих.

    Возникает вопрос: на что будут способны в такой армии солдаты с начальным или средним образованием? Если учесть, что к 2040-2050 г. количество харедим будет составлять по прогнозам 32% от предполагаемой численности населения Израиля в 12,5 млн человек., то безопасность страны будет во многом зависеть от их профессиональной подготовки. К сожалению, сейчас они нацелены лишь на традиционные виды подготовки. Так, было восстановлено подразделение Нахаль Харедим, создано несколько добровольных организаций, связанных со спасением пострадавших и опознанием погибших (например ЗАКА, ЯД САРА, парамедики Ихуд Хацала и др.).

    Может быть целесообразно включить их в состав внутренних войск или полиции с выделением соответствующего пособия и привлечением к поступлению в медицинские училища и вузы. Но, повторяю, что в современный 21 век, жизненно важным для существования страны является своевременная высоко профессиональная подготовка всего населения на всех уровнях науки и техники. Робко намечается реформа по дальнейшему обучению харедим в академических вузах. Для этого государство вроде намечает выделить 200 млн шекелей. Но, будет ли выполнена эта реформа? Е. Винокур

  2. Шошана Says:

    Ефим, спасибо за Ваши замечания. Попробую ответить.
    “Возникает вопрос: на что будут способны в такой армии солдаты с начальным или средним образованием?”
    Ответ. В израильской армии почти все солдаты с начальным и средним образованием. Их призывают в 18 лет. И это правильно, потому что для управления сложной электроникой не нужно знать квантовую теорию и программирование на Джаве, и даже линейную алгебру (которую в харедимных тихонах учат), а нужно просто иметь мозги. Развитое мышление. А Гемара развивает мышление весьма неплохо.
    Сына моей подруги взяли в киберразведку (8200) прямо из ешивы. Без багрута. Нужно было пройти тест, и он с этим тестом отлично справился.

    “Может быть целесообразно включить их в состав внутренних войск или полиции с выделением соответствующего пособия и привлечением к поступлению в медицинские училища и вузы”
    Перечисленные организации – чисто гражданские, и обслуживают гражданское население. В армии есть соответствующие службы, а у гражданских есть только МАДА, и этого катастрофически мало. Большинство волонтеров ЗАКА и “Ихуд ацала” – парни, отслужившие в армии, многие из них имеют какое-то медицинское образование (“боевой медбрат”, фельдшер). Те, кто хотят продолжать образование, сделают это и без постороннего вмешательства, а обязывать к этому всех волонтеров – значит, остаться без волонтеров.

    “в современный 21 век, жизненно важным для существования страны является своевременная высоко профессиональная подготовка всего населения на всех уровнях науки и техники.”
    С этим я абсолютно согласна. Но тут харедим ничем не отличаются от остальных. Обладателей полного багрута в Израиле – чуть больше 50%. В Израиле выгодно иметь низкую зарплату, потому что налоговая система построена таким образом, что основную массу налогов платят люди с высшим образованием. У хороших специалистов отнимают до половины заработанных ими денег и отдают тем, кто не хочет повышать квалификацию. Это общеизраильская проблема, и харедим (как и другие общины с низкими доходами) от нее больше страдают, чем выигрывают, потому что это поощряет серость и лень. Эту проблему нужно решать глобально, на всеизраильском, а не секторальном уровне. Нужно сделать выгодным повышение квалификации и невыгодным – отсутствие образования.
    Шабат шалом!

  3. Юрий Says:

    ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ и правдивая статья!

    в отличие от всего того бреда, что ежедневно несёт … Либерман со товарищи
    !ну а Ефим (по моему мнению) просто уже давно впитал в себя СЕ либермановские страшилки-пугалки…и не может поверить в иное.
    ПРОСТО уверен, что всё именно так как его “запрограммировали” болтуны !

  4. admin Says:

    Юрий, Ваше мнение будет более весомо, если его очистить от предвыборной шелухи.
    Все клянутся, что третьих выборов в этом году не будет.
    С таким же успехом можно утверждать, что Юрий поверил, что есть БРЕД в случае НДИ “…и не может поверить в другое”!

  5. Семен Ратнер Says:

    Дорогая Шошана. Ваша публикация правды о харедим мне не нравится.
    Я не намерен спорить о цифрах, которые Вы там указали, потому что я их не знаю. Вы же не указали официальный источник, откуда взяты эти данные (кроме журнала «Глобс»)?
    Я только о разделе: «И в заключение» Вашей статьи.
    Вы совершенно правы: светские и религиозные евреи – они разные, но мы не имеем права быть врагами. Врагов у Израиля и так хватает.
    Однако из этой правильной посылки Вы делаете абсолютно неверные выводы.
    Кто раздувает вражду в Израиле? Светские евреи? Да ладно! Сотни раз было сказано: мы охотно признаем за харедим право жить согласно их традициям. Взамен мы просим самую малость – чтобы и они признали наше право жить в соответствии с нашими традициями.
    Кто-нибудь, когда-нибудь слышал, чтобы светские евреи пришли в субботу к синагоге и потребовали от харедим прекратить молитву? Уверен, что нет, никто, никогда. Такой маразм и представить себе невозможно. А почему тогда ультраортодоксы позволяют себе требовать закрытия по субботам светских предприятий? Слава Богу, Израиль – демократическая страна. Равенство, так уж равенство!
    Теперь цитирую Вас: «Да, мы стоим на страже субботы, на страже кашрута. Но это не наш личный интерес. Это национальный интерес. Мы не лезем в чужие тарелки и никому ничего не навязываем на личном уровне, но мы живем в еврейской стране!! Любой народ дорожит своими традициями, лелеет их и гордится ими перед миром».
    Шошана, Вас кто-то сильно обманул. Нет такого национального интереса – суббота и кашрут. Ма питъом (с какой стати, иврит)? Подлинный национальный интерес – это возможность каждой части населения страны жить так, как она считает нужным. У каждой части населения могут быть разные традиции (признак демократического государства). Хотя могут быть и есть общие традиции. Например, дети матери-еврейки по общей традиции – тоже евреи, причем отношение к религии при этом значения не имеет. Или: борьба с терроризмом внутри страны, защита Израиля от внешних врагов – тоже национальные традиции (приходится, к сожалению).
    А то, о чем пишете вы, – это навязывание интересов узкого круга лиц – ультраортодоксов – светской части населения.
    Что, кстати, соответствует Торе. «Один закон да будет и для природного жителя и для пришельца, поселившегося между вами» (везде цитирую по русскому тексту издания ТаНаХ, Великобритания; в данном случае – по второй книге Моисея «Исход» (שמות), глава 12 пункт 29 (12.49). Обратите внимание: в Торе не сказано о евреях и не-евреях, а сказано о коренных и пришельцах. Применительно к современному Израилю – о родившихся здесь и репатриантах.
    Вот почему харедим не перед чем не останавливаются, чтобы навязать религиозный диктат светским евреям. Они (харедим) просто исполняют предписание Торы.
    И поскольку требование не работать в шабат записано в Торе (вторая книга Моисея «Исход», глава 20), то харедим «стоят на страже субботы». Тот факт, что Тора является священной Книгой отнюдь не для всего населения, они отвергают, не утруждая себя хоть каким-нибудь логическим обоснованием.
    О кашруте. Три тысячи лет назад технология хранения продуктов и приготовления пищи была на первобытном уровне, что приводило к многочисленным случаям пищевого отравления. И тогда самые мудрые из древних евреев (по-современному – раввины) создали свод правил приготовления еды, зафиксировали эти правила в Торе и назвали – кашрут. На тот момент кашрут (вероятно) помог уменьшить количество смертей от неправильно приготовленной пищи. Но прошло много веков. Люди изобрели холодильники для хранения продуктов, а также многочисленные способы готовить безопасную еду. В результате кашрут с практической точки зрения утратил свое значение. Так что теперь вы стоите на страже кашрута только как традиции. Но это традиция религиозного иудаизма, а вовсе не еврейства как национальности.
    Всегда ли мы против? Вовсе нет. Мне недавно довелось несколько дней провести в больнице. Там подавали кошерную пищу. Поскольку в больнице лечатся и религиозные евреи, а готовить две разные еды экономически глупо, то я из уважения к харедим согласен в таком месте употреблять кошерную еду. (Примечание: что ж она там несоленая-то? Ведь это прямо противоречит указанию Торы в третьей книге Моисея «Левит» (ваикра), глава 2 пункт 13): «Всякое приношение твое хлебное соли солью, и не оставляй жертвы твоей без соли завета Бога»).
    Но не нужно навязывать мне кашрут в других местах!
    Храните вашу традицию для себя!
    Вы правы: в Торе нет такого понятия – “государство галахи”. Опять цитирую Вас: «Есть личные и общественные заповеди. Общественные, по крайней мере большинство из них, мы на данный исторический момент исполнять не можем, к сожалению. А личные – на ответственности каждого конкретного индивидуума».
    Ну как же не можем, Шошана, исполнять общественные заповеди? Разве мы не исполняем заповеди: не убивай, не кради, не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, жены ближнего и вообще ничего, что есть у ближнего (кстати, и у «дальнего» не желаем) (вторая книга Моисея «Исход», глава 20). Только эти заповеди давно уже не религиозные, а общечеловеческие, охраняются государством, а не раввинатом.
    А вот личные заповеди – Вы правы – на ответственности каждого человека.
    Среди таковых – вера во Всевышнего, Это исключительно личное дело каждого. Можно не верить совсем, можно верить публично (молиться в синагоге), а можно верить частным порядком – носить Господа в сердце своем, и советоваться с Ним, никому об этом не отчитываясь. Именно к личным заповедям относятся и отказ от работы по субботам, и соблюдение кашрута в еде.
    А разница вот в чем. Нарушение общественных заповедей неизбежно нарушает права и законные интересы других людей. В то время как неисполнение индивидуумом личных заповедей никому другому не мешает. Пример: работа светских в шаббат вовсе не мешает харедим не работать.
    И о «главном раввинате». Вы спрашиваете: «Зачем светские основатели государства, социалисты и атеисты, создали “главный раввинат”?» (конец цитаты). Да очень просто: чтобы отделить религиозное от светского. Делами светскими должно заниматься государство, а для координации религиозных дел многочисленных общин нужен раввинат. И чтобы они в юрисдикцию друг друга не лезли.
    Раввинат, однако, лезет. Он захватил монополию на заключение браков, в том числе между светскими людьми. Почти полную монополию на похороны. А теперь пытается установить контроль над тем, что делают люди в шаббат. Над местами, в которых сидят пассажирки женского пола в автобусах и т.д. и т.п.
    И все это не имеет никакого отношения ни к духу страны, ни к будущему наших детей.
    Будьте здоровы!!!

  6. Ефим Says:

    Уважаемая Шошана! Для не подготовленного человека Ваши доводы выглядят довольно правдоподобно, я же не могу с ними согласиться, так как они очень далеки от истины.
    1) О службе в армии.
    Действительно, на конец 2018 года в ЦАХАЛ служили 7250 харедим в боевых частях, плюс 1350 – в общих частях, плюс 2500 по специальным программам и 600 по “шерут леуми”. Итого 11700 человек.В то же время регулярные вооруженные силы Израиля насчитывали 176500, плюс резерв 565000, итого 741500. Таким образом , доля харедим составила 11700*100/741500=1,58%. По данным russia.hidabroot.org/article/333/…на конец 2018 года в армии Израиля служили около 1 млн человек. Доля харедим по этим данным составляет 11700*100/10000000=1,17 %.
    На конец 2018 года население Израиля составило 8,972 млн. Из них евреи 6,668 млн , в том числе 600 тыс. харедим. Таким образом, доля харедим, служащих в армии должна составлять 600000*100/6668000=9 %, а в армии служат лишь 1,17-1,58 %. Отсутствие закона об обязательной службе в армии и отлынивание харедим отрицательно действует на призыв светского населения. Количество “косящих” от армии с каждым годом растет. Рассуждения их очень просты: если большинство харедим “косит” от армии, то чем я хуже”.С каждым годом процент харедим в Израиле растет значительно быстрее, чем процент призываемых. Так что Ваш вывод о том, что через пять лет процент призывающихся харедим будет в целом выше, чем по стране, совершенно утопичен. Следует также добавить, что вывод о том, что армия может обойтись без военнослужащих с высшим образованием, тоже утопичен. Вся основная нагрузка в будущей войне упадет в основном на резерв, а не на впервые призванных новобранцев. В будущей сетецентрической войне носимыми терминалами будут оснащены все основные военнослужащие “постоянной готовности”. Навряд ли простой солдат из иешивы или новобранец справится с такой обязанностью.
    2). Об образовании.
    Известен огромный вклад университетов Израиля в развитие мировой науки. На долю израильтян приходится не пропорционально большое количество мировых научных публикаций.Огромное число публикаций в стране подготовлено израильскими учеными в содружестве с соавторами из других стран.В целях интеграции израильской науки в международное научное сообщество всемерно поощряются научные разработки после получения докторской степени, годовой творческий отпуск за рубежом, участие в зарубежных конференциях, и широкой программе обмена учеными, а также совместные проекты с зарубежными организациями на уровне университетов , институтов и производства. В Израиле проводятся важные международные форумы. Рядом с университетами были созданы промышленные парки на научной основе. А теперь ответьте, Шошана, сколько харедим участвует в этом научно-техническом прогрессе? Вы называете образование, получаемое харедим “высшим академическим”. И тут же уточняете, что они учатся в “академических ” колледжах (михлалот). Но присвоение им академических названий вовсе не делает их таковыми. Все они остаются на уровне профтехучилищ и техникумов. Харедимные “андесаи” готовят лишь младших инженеров. Ну при чем здесь академическое название. Весь мир признает, что в 21 веке высшее образование- это решающий фактор в экономическом и социальном развитии страны. В Израиле 9 университетов мирового уровня и 63 ВУЗа. В них обучаются по данным Vesty.co.il , более 300 тыс. студентов в год. По результатам исследовательского центра Кнессета, количество харедим, учащихся на вторую академическую степень возросло за 10 лет с 290 до 1699 студентов, на первую степень с 3575 до 8166 чел. И высок, к тому же, уровень отсева (до 60% начавших обучение). Кроме того, в последние два года тенденция к росту количества студентов на первую степень, сменилась стагнацией. Цифры говорят совсем не то, о чем Вы пишете в своей статье. Харедим нацелены в основном на получение лишь первичного профессионального образования. В 21 веке (веке высоких технологий) в цивилизованной стране совсем нет потребности в таком количестве техников и младших инженеров. Необходимо нацеливать молодежь на поступлении в ВУЗы и академии. Некоторые харедим начали это понимать, но это совсем не понимает их нынешнее руководство,словно застрявшее в первом веке до нашей эры. Дошло до того, что Министр Смотрич заявил, что он стремится к созданию государства Торы и Галахи. Как говорится-дальше не куда!

  7. Ефим Says:

    3) О здравоохранении в Израиле

    Израильская медицина известна во всем мире своим высоким уровнем. И это действительно так. Только касается это лишь баснословно дорогой частной медицины. К общественной медицине она не имеет никакого отношения. По официальным данным Израиль находится на позорном последнем месте среди развитых стран по количеству больничных коек на каждую тысячу жителей. По количеству врачей на тысячу жителей мы также находимся на одном из последних мест. Многие врачи и медсестры сбежали в США, где имеются уже несколько больниц с полностью израильским персоналом. У нас невероятно большие очереди на плановые операции и сложные анализы, срок ожидания которых около полу года. Даже к участковому врачу сейчас надо записываться за две недели. Невероятно низок профессиональный уровень врачей в учреждениях общественной медицины, что приводит к частым трагическим последствиям. Даже в моём близком окружении было несколько таких случаев за последние годы. В больницах Беер-Шевы в Сороке скончался от больничной инфекции мой коллега, а ещё один в Асуте при удалении желчного пузыря. В больнице Афулы скончался мой брат во время рутинной операции по удалению желчного пузыря. Оказывается ему до начала операции много дней разжижали кровь до такой степени, что после операции не могли ее остановить. Моя сестра скончалась в прошлом году в Петах-Тикве из-за неправильно установленного диагноза.
    Много лет ничего не делается для исправления ситуации. Как лежали больные в коридорах, так и лежат, только их еще больше уплотнили. Врачи и медсестры стараются из последних сил, но теряют надежду на то, что все исправится. Возникает вопрос, а как исправлял эту ситуацию ставленник Нетаниягу – рав Линцман, являющийся Зам. министром здравоохранения, а до этого и министром уже много лет? Некоторые оправдывают это положение тем, что он осуществляет только общехозяйственное руководство. Это очень сильное заблуждение. Кто, как не он должен понимать нужды и перспективы? Кто как не он должен был давно предложить четкую программу действий. Я что-то не нашел ни одной страны, кроме Израиля, где Министр здравоохранения не имел бы медицинского образования. Ну, совсем как у Крылова: “Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник, и дело не пойдет на лад……” Между тем, У НДИ есть отличный кандидат на должность министра здравоохранения, а именно Президент Всемирной ассоциации врачей, завкафедрой анестезиологии и реаниматологии Тель-Авивского университета, профессор Леонид Эйдельман. Но, вряд ли государственные нужды перевесят узко партийные притязания харедим на эту должность.

    4) Об отношении к русскоязычным олимам.
    Хочу привести отрывки из статьи Нины Петровой “Вспомнить и забыть”.
    Кто из уцелевших в Катастрофе мог представить себе, что евреи в еврейской стране будут подвергаться дискраминации и разделению на “чистых” и “нечистых”? Когда немцы сгоняли евреев в гетто, они не требовали документов, не уточняли фамилию бабушки по материнской линии.Почему же сейчас в Израиле потомкам спасшихся от уничтожения, приходится проходить унизительные проверки? Почему направление на генетический анализ от имени раввината, никому не напоминает нацистские законы о чистоте крови? Почему ведется проверка только среди русскоязычных израильтян? Почему не ведется проверка среди репатриантов из других стран исхода? Почему никто среди членов правительства и общественных деятелей не возмутился этой позорной инициативой харедим- духовных наследников религиозных евреев из почти полностью уничтоженной черты оседлости? Позор! Более миллиона потомков чудом выживших евреев подвергаются целенаправленной дискраминации в еврейском государстве, при полном попустительстве всего общества! А где же наши руководители: Либерман, Щаранский и др.? Где Ваша реакция?

  8. Шошана Says:

    Дорогие читатели, спасибо за все вопросы. Постараюсь постепенно ответить. За несколько постов, чтобы проще читать.
    Для начала отвечу на обвинение, основанное на вопиющей подтасовке фактов.
    Ефим приводит цифры призыва харедим из моей статьи (кстати, не совсем верно) и доказывает другими цифрами, что доля харедим в армии составляет чуть более одного процента.
    Проблема в том, что приведенные мною цифры касаются только и исключительно молодых людей, призванных на срочную армейскую службу. Юношей 18-19 лет своего “шнатона” призыва. Тогда как Ефим в своем “доказательстве” использует не только число личного состава в РЕГУЛЯРНЫХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ, которые включают, кроме срочников – и призванных на милуим, и офицерский состав, и служащих на “кеве”, и т. д. и т. п. – но еще и весь резерв, то есть фактически всех отслуживших мужчин боеспособного возраста! По-моему, комментарии излишни.
    Могу предложить гораздо более простой счет. Харедим составляют примерно 10% от израильского общества. Арабы (значительная часть которых служит – бедуины) составляют около 18%. А КОСИТ ОТ АРМИИ 50% ПРИЗЫВНИКОВ. Даже если бы абсолютно все харедим и арабы не служили – кто составляет оставшиеся 22%, которые более чем в 2 раза больше, чем все харедим вместе взятые?
    Цитата: “Отлынивание харедим отрицательно действует на призыв светского населения”. Это “научное утверждение” легко опровергается фактами. Лавинообразное ухудшение ситуации с призывом среди светских началось примерно 20 лет назад, как раз тогда, когда началось серьезное улучшение ситуации с призывом среди харедим. Чем лучше ситуация в харедимном секторе, тем хуже в светском. Так что корелляция если и есть, то обратная.
    “процент харедим в Израиле растет значительно быстрее, чем процент призываемых” – опять неправда. Харедимная община растет со скоростью 4% в год, призыв за последние 2 года – 5% в год.
    Источники всех данных выложены в моем аккаунте в Фейсбуке, в статье их поместить было невозможно.

  9. Шошана Says:

    Кстати, еще одна интересная деталь по поводу призыва (я написала об этом в своей очередной статье “Итоги выборов”, которая выйдет в “Новостях недели” в ближайший четверг – после Рош а-шана). Вы, конечно, знаете, что такое “двойные конверты”. Это голоса избирателей, которые не могли проголосовать по месту жительства. Львиная доля этих избирателей – военнослужащие. Так вот, на прошедших в сентябре выборах в двойных конвертах ЗА ХАРЕДИМНЫЕ ПАРТИИ (ШАС И ЯАДУТ А-ТОРА) ПРОГОЛОСОВАЛО В 2 РАЗА БОЛЬШЕ ИЗБИРАТЕЛЕЙ, ЧЕМ ЗА НДИ. Это так, информация к размышлению.

  10. Шошана Says:

    По поводу высшего образования. Я не умаляю роли академии. И даже притом, что значительная доля изучаемых в академии вещей абсолютно не практичны, и даже притом, что вместе со знаниями студентам внушают там левую идеологию – несомненно, интеграция в высшие научные круги – важная вещь. Но Либерман со товарищи не винят харедим в том, что они не идут в академию. Они обвиняют харедим в другом: что те не НЕ РАБОТАЮТ И НЕ ПЛАТЯТ НАЛОГИ. А это грубая ложь, которую я и пытаюсь развенчать в своей статье. Даже те харедим, которые учатся в колеле, как правило, либо имеют бизнес, либо подрабатывают преподаванием, либо имеют какое-то ремесло и работают после учебы. Не говоря уже о почти поголовной работе женщин. Обвинение харедим в тунеядстве – чистой воды антисемитский навет, хотя и исходит от еврея. Кстати, то, что собственные дети Либермана стали религиозными – лучший ответ на его политическую демагогию.

  11. Шошана Says:

    По поводу медицины. Состояние медицины в Израиле оставляет желать лучшего (хотя и не так ужасно, как Вы пишете – никогда в жизни мне не приходилось ждать очереди к терапевту 2 недели, или год на процедуру). И возможно, Лицман – не самый лучший кандидат на роль министра здравоохранения. Но кто такой Леонид Эйдельман? Да, он профессиональный врач. Но кроме того, что он врач – он еще и профессиональный гистадрутовский аппаратчик, весьма левых взглядов. В русской прессе его называют с подачи НДИ “Председателем Всемирной ассоциации врачей”, но за этим громким термином скрывается именно Гистадрут. Его популярность в Гистадруте не имеет никакого отношения к его врачебному профессионализму, а исключительно к его профсоюзной активности. Именно он в 2011 году организовал и возглавил грандиозную забастовку врачей, продолжавшуюся 158 дней и нанесшую израильской медицине гораздо больший ущерб, чем все каденции Лицмана вместе взятые. Велика вероятность, что именно профсоюзный активизм Эйдельмана стал причиной его головокружительной карьеры – в 1987 г. он репатриировался в званиии простого врача, а через считанные годы после этого уже был главой отделения крупнейшей израильской больницы. Ни одному “русскому” врачу, каких бы семи пядей он не был, такое не удавалось. И этого профсоюзного аппаратчика НДИ представляет как спасение израильской медицины! Упаси Б-г от такого “специалиста” в министерском кресле!

  12. Шошана Says:

    Об отношении к рускоязычным олимам. Несколько дней назад мне позвонила 90-летняя женщина, пережившая Холокост. Она обратилась ко мне как к журналисту. Она абсолютно одинока, живет в хостеле, имеет множество болезней. Социальная служба ею совершенно не занимается. Ей положено 9 часов в неделю метапелет, выданная ей женщина неделями не является на работу, жаловаться кому-либо бессмысленно. Соц. работница хостела ничего не предпринимает. Единственные люди, которые ей немного помогают – это харедимные волонтеры, совершенно чужие ей люди. К слову – женщина светская. В районе ее проживания куча светских школ, ученики которых могли бы после занятий шефствовать над одинокими стариками. Но к ней приезжают харедимные волонтеры из другого района. Да и мой телефон для нее раздобыл харедимный волонтер. Я, конечно, постараюсь ей помочь – но не как журналист, а как человек. Пойду после праздника ругаться в МАТАВ. У меня там работает 19-летняя дочка – параллельно с учебой на программиста. Может, по блату примут. А по существу вопроса – если сама русскоязычная община плевать хотела на своих стариков, о каком уважении со стороны коренных израильтян может идти речь?..

  13. Шошана Says:

    Извиняюсь перед Семеном Ратнером, что оставила ответ на его вопрос на конец. Дело в том, что это вопрос идеологический, а не фактологический, и ответить на него гораздо сложнее.
    Если в двух словах, то ошибка Семена заключается в том, что он разделяет между “еврейской религией” и “еврейской национальностью”. Тем не менее, это вещи абсолютно неразделимые. В среде еврейского народа есть множество “геров” – этнических неевреев, которые, тем не менее, считаются 100% евреями, в отличие от еврея по папе, например. С другой стороны, еврей-вероотступник перестает быть евреем.
    Можно, конечно, сказать, что все это религиозные догмы, которым нет места в современной стране. Но вот факт, с которым невозможно поспорить: всегда, когда в еврейском народе начинался массовый отход от религии, начинался лавинообразный процесс ассимиляции. Еврейская община без религиозного компонента абсолютно нежизнеспособна.
    Можно, опять-таки, сказать, что в еврейском государстве это не произойдет. Но это иллюзия. И нынешняя остервенелая борьба за легитимацию смешанных браков – лучшее тому доказательство. А как только ассимиляция наберет силу и Израиль перестанет быть еврейским государством, тут – как уже много раз нам доказывала история – поднимет голову государственный антисемитизм, со всеми вытекающими.
    Поэтому, борясь с еврейской религией и ее “догмами”, Вы рубите сук еврейского государства, на котором сидят Ваши внуки.
    И еще раз: еврейская религия лично Вам ничего не навязывает. То, что магазины не работают в субботу – это реализация права сотен тысяч работников отрасли на законный отдых раз в неделю. На каком основании из-за Вашей неорганизованности другие люди должны пахать без выходных? Это ведь не больницы, в которых жизненно важно круглосуточное обслуживание. Что мелочиться – давайте потребуем, чтобы и госслужащие принимали по субботам! Что же касается транспорта, то его работа в субботу абсолютно убыточна, потому что львиная доля светских имеют свои машины, а транспортом пользуются только старики и многодетные семьи, причем последние в субботу ездить не будут. Государство просто не в состоянии финансировать транспортные линии, которые окупаются на 1-2%. И это основная причина того, что Вам политики преподносят как “религиозное засилье”.
    То же можно сказать и по всем остальным пунктам. Например, похороны. В еврейском секторе ими издавна занимается религиозная организация “Хевра кадиша”. Им принадлежат еврейские кладбища. И тут приходят политики и говорят: “Хевра кадиша” должна отдать часть своих земель под светские захоронения, да еще и сама проводить похороны по светским обрядам! (А как же, ведь никто из этих деятелей не намерен идти в могильщики). Ни в одной демократической стране ни одному вменяемому политику такое даже в голову бы не пришло! Можно организовывать отдельные светские кладбища, и это уже давно делается в Израиле – там, где есть спрос. Но требовать, чтобы на кладбищах “Хевры кадиши” разрешали светские церемонии – это просто грабеж.
    То же самое про светские браки. Они давно уже существуют в Израиле – для неевреев. А еврейские браки контролирует раввинат, и правильно делает, потому что иначе мы в течение одного-двух поколений разделимся на две несмешиваемые общности, и светским для возвращения в лоно иудаизма придется проходить гиюр.
    Из всего вышесказанного видно, что нет в Израиле никакого “насилия над личностью” конкретно светских, а есть соблюдение законности и интересов всех категорий населения. Даже если кому-то (с подачи политиков) это кажется несправедливым лично к нему.

  14. Юрий Розенбаум Says:

    Шошана, спасибо вам за статью “Правда о харедим”. Цифры – лучший аргумент, а они впечатляют.

  15. לב Says:

    Шошана, приветствую ваши статьи. Они необходимы для просвещения и понимания сути государства Израиль. Евреи и не евреи, приехавшие в Израиль из страны с навязанными догмами, не могут от них отказаться, в силу глубоко непонимания что их умышленно зомбировала “советская большевистская власть” в угоду своим узколичностным интресам.

  16. Анита Says:

    Спасибо за правдивую статью, хорошо бы поместить ее в русскоязычн. епрессу для просвещения тех,кто не понимает, что наш Израиль это не Россия, наши традиции дороги нам,,поэтому мы здесь.

  17. Семен Ратнер Says:

    Дорогая Шошана! Спасибо, конечно, за ответ, только Вы опять перевернули все с ног на голову. По пунктам:
    1. О разделении евреев как национальности и иудеев как приверженцев религии – это никакая не ошибка. Это – первейшая и самая главная еврейская традиция: дети, рожденные матерью-еврейкой – евреи по национальности, и к религиозной принадлежности это не имеет никакого отношения. Новорожденный младенец еще не знает ничего о будущей религиозности, но он уже еврей, поскольку еврейкой является его мама.
    Еврей вероотступник перестает быть иудеем по религии, но не потому, что ему сказал об этом какой-нибудь раввин, мулла или священник, а потому, что таково его внутреннее мироощущение. Но евреем по национальности он продолжает оставаться, поскольку маму, знаете ли, не меняют. Хотя истории известны случаи, когда евреям приходилось притворяться сменившими вероисповедание просто, чтобы остаться жить. При этом они оставались евреями по сути и по рождению, и при первой же возможности возвращались в еврейство.
    Но в современном обществе такие случаи настолько редки, что их можно не принимать во внимание. Зато можно и нужно принимать во внимание, что в сегодняшнем Израиле проживает достаточно много евреев, не переходивших в другие религии, поскольку никогда не исповедовали вообще никакую религию. Их-то и называют светскими евреями.
    2. Далее идут совсем уж странные (мягко говоря) доводы.
    Цитирую Вас: «Факт, с которым невозможно поспорить: всегда, когда в еврейском народе начинался массовый отход от религии, начинался лавинообразный процесс ассимиляции. Еврейская община без религиозного компонента абсолютно нежизнеспособна».
    Если с этим фактом и невозможно поспорить, то лишь потому, что такого факта не существует. Нет ни единого доказательства его существования.
    И нет никакой борьбы за легитимацию смешанных браков. Есть борьба за то, чтобы браки светских евреев регистрировались специально уполномоченным органом государства, а не раввинами.
    В конце статьи Вы написали, что светские браки давно уже существуют в Израиле – для неевреев? Готов поверить Вам. Но мы-то говорим о браках между светскими ЕВРЕЯМИ. Именно эту категорию вступающих в брак раввинат контролировать не должен.
    А вот браки между членами религиозной общины я бы оставил за раввинами этих общин, но и такие браки после проведения религиозного обряда должны фиксироваться (браться на учет) тем же государственным органом.
    Далее снова цитирую Вас: «А как только ассимиляция наберет силу и Израиль перестанет быть еврейским государством, тут – как уже много раз нам доказывала история – поднимет голову государственный антисемитизм, со всеми вытекающими».
    Дорогая Шошана, таких доказательств в истории нет и взяться им неоткуда, поскольку ранее в истории не было еврейских государств.
    И евреи (по национальности) достаточно разумны, чтобы не допустить в своей стране государственного антисемитизма.
    Еще Ваши слова: «Светским для возвращения в лоно иудаизма придется проходить гиюр». Да, если светские захотят стать верующими иудеями – придется. Да и сейчас приходится. Но ключевые слова здесь: «Если захотят».
    3. Опять цитирую Вас: «То, что магазины не работают в субботу – это реализация права сотен тысяч работников отрасли на законный отдых раз в неделю. На каком основании из-за Вашей неорганизованности другие люди должны пахать без выходных?».
    Откуда сотни тысяч? Ну, да ладно! Не буду расписываться за весь мир, но в странах, где мне довелось побывать (Франция, Германия, Португалия и еще дюжина), не говоря уже о России, ПРОДУКТОВЫЕ магазины прекрасно работают семь дней в неделю. Да и некоторые не продуктовые тоже.
    И работники идут на это добровольно, потому что (а) за работу в выходные больше платят, а людям нужны денежки; (б) существует система скользящего графика выходных, так что работники отдыхают.
    А я бы поставил вопрос иначе: почему люди, которые трудятся на заводах (а их несравнимо больше, чем в торговле), не могут в свой выходной день пойти в магазин? Ничем, кроме религиозного принуждения, это объяснить невозможно. Ничем, кроме слепой отсылки к двум требованиям Торы: (а) в субботу работать нельзя и (б) это должны соблюдать все, живущие с нами (то есть с ними – с харедим). Светские евреи не покушаются на святость субботы для верующих иудеев. Они всего лишь хотят, чтобы и харедим не покушались на право светских работать и/или ходить по магазинам, когда считают нужным, в том числе, и по субботам.
    Что до госслужащих, то есть страны, где организовано дежурство таковых и по выходным, и свет не перевернулся от этого.
    4. Откуда Вам, Шошана, известно, что транспорт по субботам убыточен? Разве есть какая-то статистика? А откуда она взялась, если транспорт по субботам фактически никогда и не ходил?
    И, кстати, кто Вам сказал, что львиная доля светских имеет свои машины? Возможно у Вас машина имеется, но нельзя же судить по себе! Лично у меня машины нет, я езжу в общественном транспорте и вижу, как он зачастую заполнен. По моим «автобусным» и «железнодорожным» наблюдениям, машины имеет как раз меньшая часть населения.
    Я уверен, что этот вопрос следует оставить на совместное решение муниципалитетов и владельцев транспорта. Запрет должен быть однозначно снят. Транспорт должен поработать некоторое время по субботам, и если владельцы, подсчитав доходы, решат, что это убыточно, а муниципальные советы решат большинством голосов, что они не хотят субсидировать субботний транспорт – вот тогда вопрос отпадет сам собой. Но по экономическим причинам, а не по требованию ультраортодоксальных раввинов.
    Хотя, я почему-то уверен, что летом субботние маршруты типа Арад – Ашкелон (на пляж) или Беэр-Шева – Мертвое море или просто по Иерусалиму – окупят себя с легкостью.
    5. Также и во всем остальном. Вы с возмущением пишете, что «Хевра кадиша» должна отдать часть своих земель под светские захоронения». Может, Вы просто не в курсе, что никаких «своих» земель у хевры нет. Вся земля принадлежит Израилю и его муниципалитетам. Об этом записано не только в законах страны, но и в священной Торе: «Землю не должно продавать навсегда, ибо Моя земля; вы пришельцы и поселенцы у меня» (третья книга Моисея «ваикра», глава 25, пункты 23-24).
    6. И в заключение. Из всего вышесказанного видно, что в Израиле процветает религиозное принуждение по отношению к светским евреям. А интересы разных категорий населения (в данном случае – светского и религиозного) могут быть разными и законы должны учитывать интересы всех категорий, а не только харедим.
    Кроме неукоснительного соблюдения общественных заповедей, о которых я писал в предыдущем комментарии (не убий и т.д.), во всем остальном пусть граждане Израиля из каждой категории живут так, как они считают нужным. Светские никогда не будут мешать харедим, а харедим – светским. Это и есть демократия!
    Лично Вам, Шошана, желаю здоровья и удачи!

  18. admin Says:

    Приветствую всех участников дискуссии по ключевой теме нашего общества!
    Ответ Семёна обстоятельно (в споре рождается истина) и справедливо приземлил возвышенный анализ представленный в статье “Правда о харедим”.
    Я тоже чётко разделяю два понятия: “еврей по национальности” и “иудей”, которым может стать человек любой национальности прошедший гиюр. Только по мне так и еврей по папе, формально той же национальности, что и по мамае. Всё остальное от воспитания: иудей, светский, мусульманин и пр.
    В мире полно хистиан, мусульман и даже коммунистов, рожденных женщиной-еврейкой.
    Более того в новейшей истории есть ещё одно объединяющее понятие: ИЗРАИЛЬТЯНИН.
    В то же время государство должно заботится и стоять на страже еврейского характера современного Израиля, ничуть не меньше чем иудеи.
    Всем хорошего нового года по евр. календарю.

  19. Шошана Says:

    Дорогие светские спорщики. Я очень рада встретить думающих и неравнодушных оппонентов. Проблема, однако, в том, что наши силы “не равны”. В том смысле, что Вам для написания поста, в котором Вы оперируете краем уха слышанными стигмами, полуправдой, собственной идеологией и полным отсутствием фактов, требуется пара минут, максимум пара десятков минут. А мне для ответа на Ваш пост, с поднятием десятка статистических материалов (на иврите, разумеется) и проведением сравнительного исследования многих из них, нужно минимум несколько часов – на каждый из затронутых вопросов! В общем и целом, конечно, я могла бы ответить и без подготовки, но не хочу спускаться на уровень ОБС (“одна баба сказала”), которым, увы, очень страдает “русский” сегмент израильского интернета.
    Поэтому с Вашего позволения я больше не буду здесь отвечать подробно (на мой взгляд, непредубежденному читателю достаточно тех фактов, которые я уже здесь привела), а буду продолжать публиковать статьи с глубоким анализом конкретной узкой темы. И разумеется, посылать уважаемому редактору Григорию Нисенбойму.
    Всем уважаемым участникам дискуссии счастливого и успешного нового ЕВРЕЙСКОГО года!

  20. admin Says:

    К пожеланиям на новый год добавлю:

    Хорошо бы увидеть эссэ Шошаны на тему иудей / еврей / израильтянин.

  21. Шошана Says:

    Эссе из этого вряд ли получится. Иудей и еврей – в наше время синонимы (хотя в русском языке архаичность первого слова позволяет больше соотносить его с традиционным обликом еврея). А исторически иудей – представитель колена Йеуды, а еврей (иври) – либо потомок Эвера, либо кочевник (от слова “лаавор” – переходить), либо “перешедший через Евфрат” (так называли Авраама). Израильтянин (совр.) – гражданин государства Израиль. Исторически – представитель еврейского народа.

    Гораздо интереснее для меня тема “Евреи и неевреи в еврейской стране”. Об этом я обязательно напишу.
    А еврея как ни называй – шнобель выдаст:)

Написать комментарий