Фев
13
“Троянская кобыла”

Никто не задумывался почему «лошадка» темная, а «конь» троянский?

Почему не наоборот?

Чем не угодили традиционалистам в качестве фразеологизмов «Темный конь» и «Троянская лошадь/кобыла»? Зачем нам эта языковая путаница в ситуациях, когда половая принадлежность персонажа противоположна устоявшейся терминологии?

И если сказать «мэр города – она», – это еще, куда ни шло, то сказать «троянский конь – она» – это уже словно серпом по … одному чувствительному месту.
Так что мы пойдем другим путем, и не будем выкручивать русский язык.

Арад Израиль выборы

УНЕСЕННЫЕ ВЕТРОМ

Итак, в 2010-м году на небосводе израильской политики появилась новое лицо. Мэром города Арад стала молодая женщина, о которой словами классика можно сказать: «слюший, да-а…! Комсомолка! Спорсмэнка! И просто красавица!». Так, образно говоря, ее воспринимали горожане и, прежде всего, репатрианты алии 90-х. Признаюсь и я тоже.Однако для страны и ее истэблишмента она явилась «Темной лошадкой». Для тех, кто не знает – «темная лошадка», в своем исконном понимании не несет негативной коннотации, поскольку означает, лишь, что некто неизвестный/ая неожиданно для большинства вырвался вперед. Кстати и «Троянский конь», по существу, лишь греческая кобыла, беременная вражескими солдатами. Конь же не может быть беременным!

Ниже история как «Темная лошадка» обернулась «Троянской кобылой».

Год спустя после выборов жизнь стала веселей

Притчей во языцех в общественной дискуссии Арада большую часть минувшего года было послевкусие январских выборов, в результате которых харедим оставили/поставили, кому как угодно думать, на пятилетнее царствование «своего» светского мэра, завершившего предыдущую каденцию. «Ничего не ново под луной» и поэтому, как часто бывает, чаяния светского раздробленного большинства разбились вдребезги о стену сплоченности харедим.

Отдельные представители населения, в течение года, проливая в Интернете крокодиловы слезы, высказывались в этой связи, мягко говоря, нелицеприятно, а наиболее активные по наивности искали возможность сместить мэра и писали открытые письма, прежде всего в адрес председателя НДИ в надежде пошатнуть трон. Были и другие в НДИ на местном уровне. Постепенно уже добрая половина города, а скорее всего, большая, стала с грустью мечтать о невозможном – новых выборах. Почему с грустью и почему мечтать?

Да потому что стало ясно, что сложившуюся данность не исправить. С полным текстом этой мелодрамы можно познакомиться в социальной сети интернета Фейсбук на страничках со словом Арад.

Да это так – мэров не меняют по «щучьему велению» и чьему-то хотению, пока не настанет установленный законом срок. Как вдруг… Как вдруг досрочно изменилась политическая парадигма в стране, которая с большой долью вероятности неизбежно приведет к изменениям в г. Арад.

Итак, как уже известно, Тали Плосков, мэр Арада, на шестом месте в списке одной из новых партий. Место, как считается, проходное. А если сбудется, то после принятия присяги через шестьдесят дней в Араде будет новый мэр. Выборы – чем не забава для обывателя? Вряд ли кто в Араде ожидал, что уже через год жизнь станет веселей.

Понять…
Эта новость была воспринята общественностью причастной к победе прошлого года по-разному. Часть сТАЛИнистов в восторге от скачкообразного шага, сулящего «своего» депутата Кнессета, уже сорганизовалась под новыми знаменами развернутыми партией Кохалона, а часть, несомненно, оказалось в шоке. Это те кто хранит верность альма матер, читай партии НДИ, которая в предыдущую каденцию вывела в мэры города впервые в стране женщину – репатриантку девяностых. Впоследствии министр иностранных дел Израиля, лидер НДИ, поделился этой радостью даже с общественностью США в одной из своих речей, находясь там с визитом. Есть и другие, осудившие этот шаг из принципов морали. Надеюсь объяснять, что есть в данном случае мораль, не надо. Достаточно упомянуть, что все члены «Журналистского парламента» радиостанции РЭКА отметили этот моральный прокол представителя нашей алии, а один из них, известный журналист, рассуждая об этом поступке, сказал, что не хочет произносить имя этого человека, назвав ее просто «Эта мадам». А вот слова нашего министра господина Либермана: «Для нас этот уход – приобретение, а не удар. Тали говорила со мной три недели назад, просила вписать ее в наш список. Я ей говорю: “Тали, ты не можешь идти сейчас в Кнессет. Ты возглавила город полтора года назад, останься целую каденцию, покажи себя. Арад находится в тяжелейшем кризисе, безработица, несколько заводов закрыты. В такой ситуации уход в Кнессет – это бегство от проблем. Отработай на посту мэра каденцию, а после этого будем говорить о месте в Кнессете”. Можно спросить жителей Арада, как они относятся к решению Тали. Я советую всем, у кого есть сомнения, приехать в этот город и поговорить с жителями».

Мне думается, что если отбросить эмоции и заглянуть глубже ретроактивно, с учетом законов жанра в израильской политике, то картина возможно выглядит по-другому. Подчеркиваю – ВОЗМОЖНО.

Да, НДИ. Да, благодаря их усилиям «мадам» из Арада оказалась в кресле мэра. Но если в первый раз в 2010-м это был настоящий честный на сто процентов триумф, то во второй все было иначе. Поняв, что для многих светских горожан кредит доверия мэру был выработан, предвыборная пропаганда на этот раз пестрела лживой информацией, местами завуалированной полуправдой. Не гнушались и прямым давлением на отдельные личности, опираясь на административный ресурс. Типа: «Ты хочешь иметь с нас…, тогда работай на нас и за нас». Таким образом, команда мэра, опираясь на партийную поддержку, вольно или невольно, встала на путь «победа любым путем». В результате, вопреки публичным заверениям, в последний миг договорились с харедим, и они на блюдечке с каемочкой, далеко не голубой, преподнесли голоса своего электората, а это более четверти всех избирателей, в копилку кандидата от НДИ.
Спрашивается, если партия вместе с кандидатом позволили себе обмануть простого избирателя (другими словами навешать лапшу), то почему бы и нет, победившему кандидату не воспользоваться израильским партийным опытом и пройтись по головам альма матер в достижении своей цели. Таковы законы жанра! Если с этими законами считаться, то можно понять поступок «мадам» из Арада. А вот простить…?

Простить…?

По большому счету, конечно нет! Но возникает сразу же другой вопрос: А СУДЬИ КТО?
Стало быть, прощение – штука очень уж индивидуальная.

Хотя если опереться на холодный расчет, то есть опция на бартерный обмен. Прощение в обмен на голоса, в полном соответствии с жанром. Другими словами, предложить новоиспеченной «мадам» помочь действием городу в избрании светского мэра. Для этого не много надо. Всего лишь мобилизовать сТАЛИнистов и сочувствующих голосовать на выборах мэра Арада за светского кандидата.

Вряд ли «мадам» мэр принесет в новую партию больше сотни голосов, а вот скомпрометированная ею партия НДИ ощутимо не досчитается в Араде многих сотен голосов, о чем я писал в своих публикациях еще весной прошлого года. А жаль! Жаль не только очередного рассеивания и без того рыхлого электората, еще больше жаль, что на примере ожидаемого политического успеха «леди Макбет арадского уезда» будет учиться молодая политическая поросль.

Если кому-то покажется – не много ли сравнительных «ярлыков» для одной персоны (?), сразу же замечу – не много! Есть еще подходящие имена нарицательные да «чернил» жалко!

И ещё.

Другой/ая на месте “мадам” публично бы поблагодарил/а бы партию НДИ и лично товарища Ли….
Но, что есть то есть: бы..,бы..,бы..,бы..! Культура, местечка  (не в самой ее лучшей части) не бывает бывшей!

Перед выборами полезно каждому вникнуть в строки поэта Юрия Левитанского, особенно отраженное в третьей строчке:

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе.
Щит и латы, посох и заплаты,
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираем тоже – как умеем.
Ни к кому претензий не имеем.
Каждый выбирает для себя!

Григорий Нисенбойм
Фото автора
На фото: Кандидаты. Унесенные ветром.
Почитать по теме ещё

775 Просмотров
41 комментарий

41 комментарий to ““Троянская кобыла””

  1. тамара Says:

    Замечательная статья.Только вот теперь возникает аопрос—-так кого-же мы выбираем в кнессет..Можем -ли мы доверять депутатам свою жизнь бкзопасность..Становитсякак-то страшновато…..все это происходит потому–что людей которые не справились со своими обязанностями не наказывают —-а культурно продвигают по службе.Жителей АРАДА просто обманули и оставили. у разбитого корыта..В случае ухода мэра —–руководить городом будет хасидей гур.—–где голос НДИ и где голос мэра…Это еще раз доказало полное безразличее к жителям города….Полнвя потеря совести и ответственностиза взятые на себя обязательства…Принцип простой—-после меня—хоть потоп

  2. admin Says:

    Не надо отчаиваться. У Гур-ов, действительно большая сила, но это всего лишь 25% всех голосов. Проблема не в них, а в разобщенности остальной части избирателей.

  3. admin Says:

    Если Вы имеете в виду Кнессет, то он выдерживал и не таких… ушлых!

  4. Алик Says:

    Ну,по идее выборы нового мэра должны состоятся через 2 месяца после принятия присяги депутата Кнессета.Соответственно,если выборы 17 марта,то пока точно подсчитают,перераспределят голоса,пока состоится первое заседание нового состава Кнессета,короче выборы будут ближе к лету,если не летом.Посмотрим ,кто будет в кандидатах.

  5. lora Says:

    Нам нужно учиться организованности!!!!!!!!!!!!!!! Тогда будет порядок! А с ней боло ясно с самого начала! Я об этом написала еще в 2011г. Но меня попросили быть посдержанней.

  6. admin Says:

    Подсчет голосов – это считанные дни. Стартовой чертой является все же принятие присяги, а не первое заседание. Так что до лета все и сладится. Омэн!

  7. alexander Says:

    Всем известно что Правительству нет дела до малых городов очень трудно мэру решать крупные проблемы А чтобы решить малые проблемы СТАДИОН ПАРК ПЛОЩАДЬ и т.д. надо просить милостыню по заграницам
    Я считаю, что если мы хотим что-то сделать в городе, НАДО ОБЪЕДИНИТЬСЯ. Может создать в городское общественное правительство? Кто может его сформировать? – городская газета + человек, за которым пойдут люди, например, С. Левин, есть и другие.

  8. lerner lubov Says:

    Что делать , если стали часто путать дьвола с пророком .

  9. admin Says:

    Идея не нова. За примерами ходить далеко не надо. В свое время, Моти Бриль, бывший мэр, по наивности, граничащей с недоумием, признал легитимность в городе общественного горсовета, чем подпилил сук на котором сидел. Это было детище целеустремленного человека – его заместителя, на пути к сегодняшним вершинам. И я лично видел это, как действительно реальный путь к власти и недоумевал, как это Моти допустил, потеряв чувство самосохранения. Вторым шагом было голосование “против” городского бюджета, после чего мэра уволили. И спустя 2 года цель была достигнута. И мы аплодировали триумфатору, а я назвал ее даже “трижды триумфатор”. Поэтому объединить электорат может только такой лидер, который во главу угла будет ставить не сиюминутную цель, а желание взять в руки реальную власть. Как наш в прошлом кумир, поникший в наших глазах за последние годы.

  10. костя Says:

    Волею судьбы и г-на Нетаниягу у нашего города может появится шанс получить нового мэра, который возможно остановит угасание Арада.

  11. Шошана Says:

    Для того, чтобы объединиться, надо иметь а) общую цель (не аморфную типа “остановить угасание Арада”, а что-то конкретное; и не деструктивную типа “не пустить к власти харедим”, а что-то конструктивное, созидательное) и б) инициативного лидера, который эту цель разделяет и готов идти к ней напролом, используя все доступные (законные) средства. Насколько я понимаю, у вас (русскоязычного светского Арада) нет ни того, ни другого.

    Да и электоральная сила ваша сильно преувеличена. Допустим, харедим составляют только четверть населения Арада. Но в Араде есть еще религиозные сионисты, есть (и очень много) масортишные сефарды, и есть бедуины (их, кажется, порядка 10%). Так что “русских” получается тоже не более трети или четверти. В такой ситуации пытаться ломом продавливать выгодную себе политику (“сохранить светский облик Арада”) – означает заведомый провал и никому не нужное обострение меж-общинных отношений. Тем более что единственное, что могло бы теоретически сохранить светский облик Арада – это рождение в каждой светской семье хотя бы пятерых детей, которые все останутся в городе по достижении совершеннолетия. А этого, как вы понимаете, не произойдет.

    Что же касается поступка Тали…

    Я думаю, она действительно решила “свалить пока не поздно”. Город в жутком кризисе, и у нее по всей видимости нет ни малейшего понятия, что делать дальше на посту мэра. Зачем тогда лезла? Это риторический вопрос. Осуждать ее бессмысленно. Пускай посидит теперь пару лет в парламентском кресле (больше новое правительство не продержится, а на следующих выборах партия Кахлона не пройдет электоральный барьер). После этого она напишет мемуары и прославится на писательском поприще.

    А в мэры выберите какого-нибудь сефарда, парня “от сохи” (или “рабочую лошадку” мужского пола:))), который, сразу став героем анекдотов и пугалом для детей, ювелирно лавируя между интересами религиозных и светских, медленно и методично будет разгребать своими мозолистыми руками образовавшийся завал.

  12. костя Says:

    “разгребать образовавшийся завал…”, такое же аморфное выражение как и “остановить угасание Арада”. Жители города именно такими аморфными выражениями и выражают свое мнение о ситуации (тем более в комментариях) – а конкретные шаги и цели по её исправлению должен разрабатывать новый мэр, горсовет и весь муниципалитет города. Если им нужна помощь – поможем -недостатка идей нет.

  13. Алик Says:

    А кто это решил,что не пускать в город этих “эрлыхе идн”,-это деструктивно? Очень жалею,что умер наш уважаемый рав Липскер. Дядька был не глупый и не давал этим гурским хасидам захватить власть в городе. Но он умер и гурим в начале захватили главную ашкеназкую синагогу города,отбив её у Хабада, а теперь пытаются захватить все мало мальски пустующие здания. Видно,что читали дорогого В.И.Ленина.Скоро захватят телеграф и банки.Надо смотреть реально в будущее. А оно для Арада не ахти.Дай бог нашим старикам долгих лет и здоровья, но лет через 10-15 в Араде останется один “русский магазин”, не будет клуба”Самовар”, опустеет мерказ,зато синагог будет на каждом углу немеряно.Так что пока нас больше, а нас БОЛЬШЕ, Шошана,надо избрать секулярного мэра,а ашкеназ или сефард – не важно.

  14. Эмма Says:

    Все хорошо в этой статье. Только к смыслу приходится пробиваться через завалы слов. Уж так это не в простоте, а в красивости. Только есть и наша, так называемая “светская реальность”.
    Не удивлюсь, когда в рабочие автобусы, везущие сотрудников отелей на работу в субботу, полетят камни.
    Именно религиозные общины блокирую финансовые вливания в Арад, о чем было заявлено совершенно открыто. Им не хватает Бней-Брака, совершенно не улыбается собственный город напротив Ксейфы и очень нравится компактный, отдаленный и прелестный Арад. И очень важно, что бы город не получил рабочие места и как можно больше светского населения в поисках работы покинуло город.
    Ни для кого не секрет, что наши дети уже с подросткового возраста планируют не возвращаться в Арад после армии. И если в светских семья появятся не по пять, а по семь детей, то это никак не поможет городу в отсутствии работы. И не спасает ситуацию ни “Дейла”, ни заводы Мертвого моря, ни тем более отели.
    И уж точно в уничтожении нашей промзоны не малую роль своим попустительством сыграла наш мэр.
    Полагаю, что все прожекты по поводу полотенечной фабрики и стенания об увольнении даже нашего мужа, не совсем искренни. Особенно на фоне того, что людям выплатили все положенные увольнительные. А уж стажа рабочего здесь более, чем достаточно. Семья в накладе не осталась.
    Скажу честно. Искренне считала, что наконец в наш город пришел “наш Мэр”. И голосовала, как пионерка, в надежде на просветленное будущее.
    А сегодня очень грустно, очень печально. Почти скорблю…

  15. admin Says:

    Шошана, что-то противоречиво Вы излагаете. С одной стороны неприемлите разжигание межобщинной розни, а с другой нарекаете пугалом для детей и героем анекдотов сефарда, парня “от сохи”
    Может я что-то не понял?

  16. admin Says:

    По поводу состава населения также неверно. Поскольку Вы не житель Арада, то не можете знать как правильно. Если б заглянули в Википедию, то там сказано, что репатриантов из Союза 50%.
    Сейчас вряд ли более 40%. Но все ж не 25%, как у Вас. А вот ультраортодоксов таки да четверть наберется. Бедуинов еще лет пять назад было единицы – сейчас несколько десятков семей, вряд ли больше. Так что демографическая картина сегодняшнего дня не соответствует Вашим представлениям.

  17. admin Says:

    И еще, Шошана, Поясните для несведущих разницу между “масортишными” и “датишными”.

  18. admin Says:

    Преклоняюсь перед аналитическим мышлением Эммы. Я не любитель теорий заговоров, но предложенная нашему вниманию гипотеза выглядит убедительно.

  19. Алик Says:

    По поводу бедуинов.Их не несколько десятков семей,а примерно 3.5 тысячи.Насколько я знаю,несколько лет назад было принято решение включить в границу Арада часть так называемой Пзуры(от слова лэфазер).Это те шалаши,сарайчики и домики ,находящиеся в основном в направлении 31 шоссе от Арада до Ксейфы.Я это знаю,так как бедуины,живущие в Ксейфе не довольны тем,что они платят мас ахнасу,а часть жителей Пзуры(которых ввели в муниципальные границы Арада)имеют скидку на мас ахнасу,как и жители Арада.Стоит не забывать,что на последних выборах бедуины голосовали за Тали,что тоже дало ей не мало голосов,так как бедуины голосуют,как и датишные,то есть всем скопом за кого рав(шейх)скажет.А по поводу разницы между масортиим и датишными,то разница только в игре слов.Все масортиим-датишные,но не все датишные-масортиим.Масортиим-это люди,которые соблюдают наши традиции,то есть блюдут кашрут,не работают в шаббат,по мере возможности в будний день ходят в синагогу,в шаббат обязательно.Но самое главное-они в большинстве своём работают,в ешивах не учатся,среди этой категории людей много поселенцев,короче это (не все)люди Беннета.Короче,нормальные люди.А датишными обычно называют ультраортодксов.В общем-игра слов.

  20. admin Says:

    Алик, снимаю шляпу. Я имел ввиду бедуинов живущих непосредственно в городе.
    Мне известно давно, что эти 2-3,5 тыс. живут на территориях находящихся в городской черте (именно они являются основным камнем преткновения для открытия карьера Сде Барир), но я не помню, когда они получили права жителей г. Арад, хотя подобные подвижки были при Моти Бриле.

  21. Шошана Says:

    Григорий, по поводу пугала и героя анекдотов – это было сказано иронически. Такое часто бывает, когда избирают на какой-то пост человека, который части избирателей кажется неподходящим, слишком бесхребетным, не обладающим нужными качествами. А он при этом вполне может справиться со своей должностью гораздо лучше профессиональных ораторов и демагогов, хорошо смотрящихся со сцены.
    Где видела цифру 10% бедуинов – не помню, но это вполне согласуется с тем, что написал Алик.
    Разница между “масортишными” и “датишными”, на мой взгляд, заключается в серьезности отношения к соблюдению заповедей. По такому определению “вязаные кипы”, скажем, относятся к “датишным”. Среди “масортишных”, например, встречаются мужчины, которые не носят кипу, и женщины, которые ходят в брюках. Но при этом они покупают пищу в кашерных магазинах, стараются не нарушать субботу и пр. По крайней мере, такая классификация принята у нас в Иерусалиме:))
    Комментарий Эммы очень меня удивил. Я ничего не знала о том, что религиозные “блокируют финансовые влияния в Арад”. Учитывая, что сейчас у харедимных партий нет никакого влияния в Кнессете, а Беннет абсолютно не заинтересован в харедизации Арада, это звучит по меньшей мере странно. Откуда эта информация?
    И еще – почему Вы решили, что харедим не хотят собственный город напротив Ксейфы? Насколько я знаю, его еще не начали строить из-за каких-то бюрократических заморочек (я об этом писала в комменте под своей статьей). Харедим готовы покупать квартиры где угодно, только чтобы цены были человеческие. Они и поехали в Арад из-за цен, а вовсе не из-за “красивости”.

  22. Шошана Says:

    Мне кажется, что единственное, что может спасти Арад – это колледжи. Причем подчеркну: не только для светской молодежи, но и для религиозной. Потому что если харедим сейчас 25%, то через 15 лет их будет половина, только за счет естественного прироста.
    Колледж создать не так сложно, как кажется. По сути это продолжение тихона. Сейчас в Араде еще есть учителя “советской закалки”, последняя надежда израильского образования – этим фактором преступление не воспользоваться. Для колледжей, готовящих специалистов хай-тека, бухгалтеров, учителей, психологов и пр. (стандартный набор харедимных семинаров для девушек, вполне подходящий и для светского колледжа) не нужно никакого специального оборудования. На первых порах можно арендовать квартиру (дом) или несколько квартир. Если колледж подберет команду преподавателей и получит право на сертификаты и дипломы, то молодежь предпочтет остаться в городе для получения специальности (в наше время выпускник хорошего колледжа вполне может конкурировать с выпускником университета по этим специальностям). Следующий этап – привлечение крупных фирм хай-тека в Арад дешевыми площадями и недорогой рабочей силой молодых специалистов. Короче, все это требует организации, но будущее города того стоит.

  23. admin Says:

    Шошана, Ваши комментарии основанные на глубоких знаниях, например, Танаха и личного опыта, весьма познавательны и я бы даже отметил – элегантно доходчивы для восприятия несведущими. Однако в оценке вопросов лежащих за сферой Вашей образованности (несмотря на их привлекательность) больше задора, нежели реальности. Возьмем к примеру замечательную идею создания сети колледжей. Мне не известно, каковы на государственном уровне правила признания религиозных учебных заведений, а вот светских таки да известны. Правда не в полном объеме. Чтобы получить государственное признание (а это значит претендовать на финансовую поддержку) есть ключевое требование – это то, что почти все учителя должны иметь специальную справку “теудат ораа”, которую получают после сдачи госэкзаменов. Это и оказалось камнем преткновения для наших опытных учителей. В Араде есть тому яркий пример. Здесь существует так называемая Школа демократии. В ней учатся не более двух-трех десятков учеников, тем не менее она наделенна всеми правами государственной системы по линии мин. образования. В то же время уже более 20-ти лет на самоокупаемости работает учебный центр ИПИ (олимовская амута), в котором и сегодня получают образование несколько сотен детей, что говорит само за себя. И что же? “Клюм” – мин. образования никакого признания, а тем более помощи не давало и не дает. Кроме того арадский Тихон, один из лучших в Израиле, полностью обеспечивает потребность города в образовательной сфере школьников. А вот создать систему колледжей одним желанием, пусть и огромным, невозможно, хотя у муниципалитета имеется для этого отличное здание, в котором что-то пытаются наладить. В Араде пустует целая промзона оборудованная помещениями и инфраструктурой. Поэтому волей не волей теория заговора озвученная Эммой выглядит правдоподобно.

  24. Алик Says:

    Интересно,а ешива возле Гивима,каким статусом обладает?Это коледж или так,не пришей кобыле хвост?И кем она финансируется?Помню,пару лет назад у них были долги за то ли свет,то ли арнону(уже не помню),но точно помню,что сверху на ирию надавили и всё им простили.Кто то помнит это или я ошибаюсь?

  25. admin Says:

    Мне неизвестны подробности причин являющихся тормозом окончательного завершения строительства корпусов этой ешивы, но я почти не сомневаюсь, что введение в строй всех ее “мощностей” станет последним гвоздем в крышку гроба светскости Арада. Эта ешива, по проекту самая крупная на юге, если не в стране, была заложена незабвенным Бецалелем, вторым по счету мэром Арада, при котором в городе расплодились и другие помещения для деятельности харедим. Именно этот мэр вольно или не вольно заложил под Арад бомбу замедленного действия. Ешива рассчитана на тысячи студентов. А ведь рано или поздно ее запустят на полную катушку.

  26. Шошана Says:

    Я говорила не про ешивы. Я говорила про колледжи, готовящие программистов, бухгалтеров, учителей средней школы и тихона, психологов, специалистов по детям с особыми потребностями (“хинух меюхад”), воспитателей детских садов, сайтостроителей, специалистов по визуальной рекламе и компьютерной графике, дизайнеров интерьера и архитекторов – это краткий перечень специальностей, которые дает иерусалимский колледж для харедимных девушек “Бнот Элишева”, в котором учатся мои старшие дочки. В Иерусалиме таких колледжей несколько десятков (не во всех такой широкий выбор специальностей). Эти колледжи (по-нашему “семинары”) практически не финансируются государством, так что родители учащихся платят 13 000 – 20 000 шек. в год – это в 2 раза больше, чем стоимость учебы в университете. Девочки заканчивают там тихон, сдают экзамены на багрут (те, чьи специальности того требуют) и потом 2-3 года учат специальность, получая, например, инженерный диплом, признаваемый израильским Союзом инженеров.
    Это я к тому, что отсутствие государственного финансирования – это еще не причина бездействовать, особенно имея “огромное желание”:)).
    Что касается “теудат ораа”, то я сама ее когда-то получала (приехав в Израиль с академической степенью М.А.), и могу засвидетельствовать, что это не очень сложно. Конечно, нужно знать иврит.
    Что касается Школы демократии, то в ВУЗ с таким названием я ребенка не отдала бы и бесплатно, и меня нисколько не удивляет, что арадские подростки туда не рвутся.
    Если у вас есть для колледжей помещения, то бездействие в этой сфере – просто преступление (конечно, не Вас, а Вашего мэра). У нас главная проблема – это помещения. Мы готовы платить за обучение полностью из своего кармана, но дети не могут учиться под открытым небом. В прошлом году в классе моей старшей дочки было 47 учениц. Открыть еще один класс в параллели невозможно – нет помещений, а спрос на семинары растет с каждым годом в геометрической прогрессии.
    Теперь по поводу ешив. Насколько я знаю, строительство ешив не финансируется Минпросом. Насколько Минпрос участвует в текущих расходах – я не знаю, но зато знаю, что родители мальчиков, учащихся в ешиве, платят тоже больше тысячи в месяц (это меньше, чем за колледжи для девочек, так как там не изучают специальность; но в плату включается общежитие и питание). Ешивы, естественно, не являются колледжами. Про конкретную ешиву в Гивим ничего не знаю. Очень часто у ешив есть частные спонсоры, как правило зарубежные. Иногда эти спонсоры неожиданно пропадают, и ешива оказывается в долгах (это, возможно, то, что произошло с данной ешивой).

  27. Алик Says:

    А интересно,из каких средств родители оплачивают учёбу своих отпрысков в ешивах,если они сами бездельники и являются аврехами ,то есть тоже получают якобы копейки за это?У меня давно сложилось такое ощущение,что в бюджете есть секретная статья для финансирования этих паразитов.Понятное дело,что евреи остались евреями,только благодаря своей вере,поэтому ешивы нужны,но не в таком количестве и не за счёт государства.По поводу финансирования.
    Знаю,что синагоги раньше строились за гос.счёт.Да и ремонтируются они за гос.счёт,и эту статью бюджета в этом году партия “Еш атид”пыталась убрать.Честно говоря,я даже не знал,что большинство синагог строилось за счёт государства.И всякие другие льготы синагогам,да и другим заведениям культа ,положены,как общественным местам(типа Матнаса или какого то клуба).И только сейчас,когда развалилась коалиция и был комментарий Лапида,я об этом узнал.А вчера Биби заявил,что датишные партии-его естественные союзники.Так что Софа Ландвер может долго обещать гражданские браки или соц.жильё для пенсионеров.Дудки.Все деньги уйдут “естественным”союзничкам Биби.

  28. Шошана Says:

    Алик, давайте по порядку.
    “Из каких денег харедимные родители оплачивают учебу своих отпрысков, если сами бездельники”.
    Вам не кажется, что в самом вопросе заключен ответ? То есть: если таки оплачивают, то НЕ БЕЗДЕЛЬНИКИ. То, что львиная доля харедим не работает и живет за счет государства – это такая же ложь и лапша, навешанная Вам на уши господами вроде Лапида и Либермана, делающими себе имя шельмованием одной из общественных прослоек (по принципу “они не похожи на нас, поэтому удобно сваливать все на них и приобретать за счет этого политические дивиденды”), как и ложь о том, что “русские съели весь бюджет”.
    Давайте посмотрим в цифрах, из чего состоит бюджет харедимной семьи.
    У нас 10 чел. в семье – папа, мама и 8 детей. Папа зарабатывает чистыми около 11 000 шек. в месяц (в свободное от изучения Торы время работает программистом в IBM), у мамы мелкий бизнес на дому (зарегистрированный), приносит около 2 000 шек. в месяц, плюс кицват еладим на 8 детей – чуть больше тысячи, итого около 14 000 в месяц. В скобках замечу, что прожиточный минимум составляет 1 800 шек. на человека, то есть, мы обеспечены гораздо ниже прожиточного минимума (1 400 шек. на человека).
    Примерно 5 000 в месяц у нас уходит на квартиру, столько же на еду и всякую мелочь. Остальные деньги распределяются между учебой детей, коммунальными услугами и неожиданными тратами типа лечения зубов. Стараемся каждый месяц тратить меньше, чем зарабатываем. Стандартное проведение отпуска – велосипедные прогулки, походы в парки, поездки к родственникам.
    У нас, как и у очень многих харедим, НЕТ СКИДКИ НА АРНОНУ, потому что она обусловлена метражом квартиры (справедливо считается, что если семья бедная, то она не будет жить в большой квартире), а стандартная харедимная семья в маленькую квартиру физически не вмещается.
    Несмотря на 8 детей-иждивенцев, старенькую маму и доходы ниже прожиточного минимума, у моего мужа снимают с зарплаты несколько тысяч в качестве налогов. Ему НЕ ПОЛОЖЕНА НАЛОГОВАЯ ЛЬГОТА НА ДЕТЕЙ, потому что по идиотской системе налогообложения дети относятся к матери, а отец считается в смысле налогообложения холостяком. Поэтому если мама не работает (как во многих многодетных семьях), а семью обеспечивает отец, то они не имеют никаких налоговых льгот. У нас благодаря тому, что у меня есть бизнес, я считаюсь работающей мамой и нам положен ежегодный возврат незаконно отнятых налогов – через год после того, как их взяли. Причем для этого нужно ежегодно собирать кучу документов и тратить день на их подачу, а если пропустить какой-то срок, то ничего уже не вернуть.
    По поводу “секретной статьи для финансирования паразитов” – мне о ней ничего не известно. Аврехи, которые учатся в колелях (ешивах для женатых), получают от государства порядка 450 шек. в месяц (насколько я знаю; мой муж никогда денег от ешивы не получал). Во многих ешивах кроме этого есть дополнительное спонсорское финансирование, которое, разумеется, очень нерегулярно. Как правило, в ешивах учатся люди, у которых очень хорошо зарабатывают жены или имеющие заграничных родственников, которые их фактически содержат. Надо сказать, что таких немало, особенно выходцев из США.
    “Евреи остались евреями только благодаря своей вере, поэтому ешивы нужны, но не в таком количестве и не за счёт государства” – с этим я полностью согласна. Но, возможно, из других мотивов. Мой мотив – это то, что за изучение Торы нельзя получать материальную плату, а также то, что по известной поговорке “кто платит, тот и заказывает музыку” – то есть, если идеология находится на чьем-то содержании, то на ее объективности можно ставить крест (или магендавид). То, что партия “Гимель” проголосовала за выселение Гуш Катифа, а партия ШАС – за соглашения Осло, это прямое следствие нарушения запрета “делать из Торы заступ” (то есть, материальной зависимости от правящей коалиции).
    За чей счет строятся синагоги – не знаю. Но если и за государственный, то я не вижу в этом никакой крамолы, так же как не вижу никакой крамолы в строительстве за гос. счет стадионов и кинотеатров. Одному слою общества нужно это, другому то. И если убирать из бюджета статью о синагогах, то нужно убирать и статью о стадионах, культурных центрах и пр. Я вполне готова допустить, что все эти объекты должны строить за свой счет соответствующие общины, но только если соблюдается равенство, а не одностороннее ущемление прав религиозных.

  29. Алик Says:

    Вы знаете,Шошана,у меня создаётся такое впечатление,что Вы живёте в каком то другом Израиле.Я работаю в гостинице и в связи с её ремонтом,я чуть больше месяца был сейчас в отпуске.То есть имел возможность время от времени пронаблюдать за своими соседями.Итак,в доме 15 квартир,из них в пяти живут хасидей Гур,в двух-хабадники,а в остальных не религиозные соседи,в большинстве своём русскоязычные.Женщины(верующие)все,как одна -домохозяйки(забыл сказать,что всем верующим не более 30 лет),так как все в процессе воспроизводства(если не на сносях,то с грудничком),у всех по 3-4 детей и понятное дело,что не о какой нибудь работе(кроме одной соседки-учительницы)и речи быть не может.А преподаёт она в женской рег.ульпане,то есть финансируемой бог весть кем,а может и за гос.счёт.В солнечные деньки они гуляют с меньшими из детей на отремонтированной в последний год детской площадке(спасибо Тали,когда мои дети были помладше,то там была не площадка,а гадюшник,но для детей верующих уж так “совпало”,и починили всё и тент натянули и иск.траву расстелили),а в дождливые сидят дома и понятное дело ,что на работу у них нет времени.Один хабадник целый день в делах,то там ,то сям он бегает по городу со своими брошюрками с портретом последнего любавичского ребе или без портрета и просит пожертвования.Живёт он очень бедно,я к нему заходил пару раз,наверно мало подают.Тем не менее,он мужик нормальный и на праздники он мне то свечки подарит,то менору пластиковую,то мацу ручной работы.Взамен он от меня ничего брать не хочет,видно я для него не сильно кашерный,ну да ладно.Жена его ,дочка выходцев из Риги упорно делает вид,что не понимает по русски и страшно боится моей кошки,когда она выходит гулять.Стоит отметить,что все эти досим,кроме хабадника из Аргентины,страшно боятся кошек,запугали своих детей до смерти.Короче-женщины дохода не приносят.Теперь мужчины.Я живу напротив миквы и часто вижу такую картину,что то двое,то трое из моих соседей стоят возле миквы по часу,а то и более и чешут языками,иногда на богоугодные темы,иногда просто так.Днём они ходят в ближайшую синагогу помолится,ну и вечером тоже.О какой учёбе в ешиве идёт речь,если они целый день дома?Знаю,что кроме аргентинца,не у кого нет дома компьютеров,то есть они не програмисты.Вопрос.За чей счёт они живут,если целый день они дома.То есть БЕЗДЕЛЬНИКИ и ТУНЕЯДЦЫ.Тем не менее в пятницу им привозят картоны с питьём,овощами ,раст.маслом ,какие то крекеры им привозят ну и халы,конечно.Ну и где здесь справедливость?Я всю жизнь в Израиле проработал,жена у меня в силу обстоятельств 10 лет не работала,то есть и мы нищие,но нам что то никто картоны со снедью не носит.Уж если жертвуют евреям,то надо жертвовать всем.А как то лет 6 назад,может больше,послал жену в ирию,попросить скидку на арнону,так получила от ворот поворот.Мол давай тлюш мужа.А,так у него чистыми 9 тыщ?Хрен вам ,а не скидку.А то ,что Вы не работаете,так это Ваши сугубо проблемы.Вы же не больны?Ну,так если здоровы,так будьте здоровы.Вот вам и социальная справедливость.Далее.Раз люди не работают,то получают схар минимум.А для получателей автахат ахнаса есть скидки на арнону.Не надо ,Шошана мне лапшу на уши вешать.Далее.Со мной работает один марроканец Пини.Он,что называется,масорти,им кипа сруга.Семеро детей,дом свой,5 комнат ,жена Нинет не работает.И скидки на арнону у них в Димоне есть.Причём огромные.И на кружки.Я не говорю про оплату школы.Чем больше детей,тем меньше оплата.Надо честно сказать,что это было у него раньше,так как Пини 53 года и трое детей у него уже женаты и замужем,двое в армии,а младшие ещё в школе.Раньше и кмцват еладим на 7 детей были огромные,плюс его зарплата,всё было здорово,но Биби сократил всё,да дети выросли(дай бог им здоровья).И дети в кипах,и в армии все служили или служат.Вот это нормальные евреи-и верят и служат и работают.Честь им и хвала!Так что Либерман и Лапид тут не причём.Работу можно совмещать с молитвами и учёбой Торы.В Сша никто просто так не будет платить вэлфэр,только из за того,что ты верующий.Большинство верующих там и учат Тору и работают(я имею в виду евреев),так как религия отделена от государства.Рабаним развелось,как собак не резаных.У меня в городе был рав Либерзон.Он умер в 1983 году.Все его уважали,спрашивали совета.Он помогал людям,как мог и чем мог.БЕСПЛАТНО.А тут,каждый напяливший штрэймл на голову, из себя строит рэбэ и намекает на пожертвование ,а иногда и на прямую просит денег.Пока нас секулярных тут больше,надо что то делать.Так как лет через 20 здесь будет харедимно-арабская страна.Неужели Вы,Шошана не понимаете,что пока ещё мы-работающие можем спонсировать бездельников и тунеядцев,но скоро нас будет меньше и денег не будет?

  30. Алик Says:

    В продолжении темы.Забыл в распорядок дня моих верующих соседей добавить посещение датишного магазина,который также находится возле моего дома.Если раньше туда ходили”русские”пенсионеры,вкупе с датиим из за относительной дешевизны,то теперь в связи о огромным наплывом гуров ,и цены выросли довольно и очереди,особенно в конце недели,так что мои “драгоценные”соседи коротают время не только в беседах возле миквы ,но и в очереди .Кушать то хочется всем!!А так ,долог день до вечера,коли делать нечего!!
    По поводу продажности партий.Причём здесь партия пенсионеров?Слышал,что Герцль как то сказал,что рав должен сидеть в синагоге.Правильно,нечего лезть в политику.
    Стадионы и кинотеатры,если всё нормально,приносят доход.Что то не слышал,что бы синагоги приносили доход,разве что самим верующим,которые прямо в синагоге торгуют приблатнёными местами,возможностью первым прочитать молитву и т.д. Короче,пора нашим братьям и сёстрам в Антарктиду!!!

  31. admin Says:

    Система налогообложения действительно идиотская, но… с точки зрения трудящегося, конечно. А вот со стороны государства она как раз наоборот – по еврейски мудрая. Тем не менее хочу поправить Шошану – отец семейства тоже получает так называемые “никудот” для скидки, но только на детей в возрасте до трех лет. И скидка на арнону определяется прежде всего планкой доходов семьи, а во вторую очередь площадью квартиры. И то, если положена по “доходу”, – на 100 кв.м. (точно не помню) дают скидку, и только на то, что свыше не дают. Кроме того в каждом городе есть еще своя регуляция.

  32. Алик Says:

    Я же говорю,что Шошана живёт в каком то другом Израиле.Посмотрел сейчас в ин-нете очередной ролик ШАС.Опять Арье Дери плачет про не равенство между ашкеназим и сфарадим,опять плачет про голодных детей,идущих спать голодными.Арад тоже находится на переферии,но клянусь,что за 20 леь жизни в Араде,ещё не слышал,что бы кто то шёл спать голодным.Приведите пример,лично буду каждый вечер кормить этого ребёнка.Как говорил елассик:”Не верю!!”

  33. Шошана Says:

    Что ж, может, я действительно живу в другом Израиле… Или в другом измерении. Потому что на одну и ту же вещь, видимо, можно смотреть разными глазами. И видеть разные подробности. Еще точнее: видеть то, что хочется увидеть в подтверждение собственным устоявшимся стигмам.
    Я ни в коем случае не пытаюсь намекнуть, что Вы говорите неправду. Скорее всего, так оно и есть в Вашем доме, как Вы описываете. Но мне трудно поверить, что эта плачевная картина – характерна для всего города Арад (то, что она не характерна для Иерусалима, по крайней мере для моего района, это мне очевидно). А если это так, то нужно действительно понять, на что живут эти люди. На битуах леуми многодетная семья прожить не может. Возможно, их обеспечивают заграничные родственники – это довольно распространенное явление в хасидской среде. Это, конечно, не оправдывает тунеядства, но хоть как-то объясняет ситуацию.

    То, что Админ говорит о скидках на арнону и никудот на детей для папы, никак не согласуется с моим личным опытом. Наша квартира меньше 100 м. и доходы гораздо ниже прожиточного минимума, и тем не менее, когда я подала документы на скидку, мне сразу сказали, что ничего не дадут, потому что доходы семьи НЕ УЧИТЫВАЮТСЯ, если квартира превышает какой-то метраж (что-то около 70 м.). Могу предположить, что в Иерусалиме действительно есть какие-то отличия в этом законе по сравнению с Арадом. А никудот на детей мой муж не получал, и мы не имели никакой скидки в налогах, пока я не открыла бизнес (ретроактивно вернули незаконно снятые деньги за 1 год из 10, из-за того что прошло 7 лет от изъятия налогов до дня подачи просьбы о возврате).

    Все это я говорю не для того, чтобы пожаловаться, а для того, чтобы показать, что среди харедим полно людей такого же “социального круга”, если можно так выразиться, как и мои здешние оппоненты. Возможно, вам действительно не повезло с гурским нашествием. Хотя в одном из наших местных маколетов владелец – гурский хасид, и это честнейший и благороднейший человек, который нелегким трудом обеспечивает семью.

    А о том, что какой-то политик о чем-то плачет, можно не беспокоиться. Если он знает голодных детей (а такие действительно есть, но не потому, что их родители – именно харедим или именно сефарды, а потому, что их родители – безответственные люди), то он может их покормить из своей депутатской зарплаты.

  34. Алик Says:

    Согласен,что в любой общине есть нормальные люди и вполне возможно,что мои соседи добрейшие и честнейшие люди,но тунеядцы и дармоеды.Позавчера моя благоверная поцапалась с гурами из соседней квартиры.Им ,видете ли ,мешает бродячая кошка,для которой моя жена в этот холоднейший день постелила тёплый коврик у входной двери.Выкинуть её они не могут или не хотят,требуют ,что бы жена убрала (как всегда за них должен кто то другой всё делать)кошечку,так жена быстренько поставила их на место,правда теперь они нам угожают миштарой.Интересно,что они сквжут там,что они боятся бродячих котов,а зловредные соседи подкармлмвают иногда бедную кошечку?Встретил вечером хабадника из Аргентины,разговорились по поводу фосфатных карьеров.Он против,а на вопрос ,как относятся гуры к этой проблеме,так по его словам,гуры настолько углубились в свой мирок,что понятия не имеют ,что такое фосфаты вообще,и что есть такая проблема,в частности.А по поводу высказываний Дери,так он плачет о 900 тыс.голодных детях(если я не ошибаюсь).Где он берёт такое количество-понятия не имею.Вполне возможно,что в центре страны у людей зарплаты маленькие,а машканты большие.Так в чём проблема?Продавайте квартиры в Ришоне(для примера),и переезжайте в Арад или Димону.Купите квартиры у нас,ещё и денег останется достаточно,а работу ,кто хочет всегда найдёт.

  35. admin Says:

    Шошана, никудоты – это не арадские привилегии.
    Что верно – так это стало не так давно. Во всяком случае имеет место быть последние года три.
    Мой сын(его жена не работает) получал за первую дочку, а сейчас за вторую.
    Скидку на арнону не дают только на ту часть квартиры, которая превышает определенный метраж.
    Вам стоит проконсультироваться в МВД, чтобы в муниципалитете не вешали лапшу.

  36. Алик Says:

    Админу.Пора открыть уже тему предстоящих выборов в ирию.Честно говоря,я и кандидатов подходящих не вижу.

  37. admin Says:

    Проблема лидеров в 21 веке не нова. На весь мир один наглый и улыбчивый Путин.
    А Вы хотите в маленьком городке найти безусловно подходящего.
    Не надейтесь!
    Именно в этот раз, когда нет выраженного фаворита выборы могут оказаться по настоящему соревновательными.
    Однако придется подождать до 20 марта.
    Когда станет ясно: “Или луковица, или репка”

    Если у Вас есть желание УЖЕ, то присылайте, бевакаша, Ваше мнение – размещу в разделе “Мнение”.

  38. Алик Says:

    Сначала нужны кандидаты.А там уже посмотрим.Хотя могут опять появиться из нафталина Моше Эдри и Беништи.

  39. Шошана Says:

    Спасибо за совет про МВД, заскочу туда как-нибудь. У меня таки сложилось впечатление, похожее на лапшу:) Возможно, у них есть инструкция всех отшивать изначально, и только если человек окажется достаточно настойчивым, он получит то, что ему положено.
    Про никудот – возможно, это какая-то новая инструкция, которая введена уже после того, как я открыла бизнес. Потому что до этого (7 лет назад) муж точно ничего не получал на детей.

  40. игорь Says:

    Тали пласков есть воплощение лицимерия и обмана. Дай ей бог получить по заслугам

  41. admin Says:

    Другими словами – получить место в Кнессете!
    Аминь, иншалла!

Написать комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.